20 августа 2018

В ОИЯИ завершился второй этап международной летней студенческой практики

В Учебно-научном центре ОИЯИ отчитались о выполнении учебных исследовательских проектов польские студенты, завершив тем самым второй этап международной летней студенческой практики. За три недели они познакомились с исследованиями, проводимыми в Институте, побывали в ЛЯР, ЛРБ, ЛЯП, ЛФВЭ, на реакторе ИБР-2. Кураторами польских студентов в лабораториях, как правило, становятся польские сотрудники ОИЯИ, поэтому полное взаимопонимание в процессе обучения обеспечено.

Как оворят кураторы практики:

Марчин Пятек (ЛТФ):

Мы работали по теме теории относительности и физики черных дыр. Мы хотим изучить такие характеристики черных дыр, как осцилляции, которые появляются, когда черные дыры взаимодействуют с полями. Мой студент должен был получить уравнение, которое описывает осцилляции черных дыр. Мы с ним сначала изучили теорию относительности Эйнштейна, потом получили уравнение Эйнштейна, потом вывели это уравнение. Сейчас он будет делать свою презентацию. Мы думаем пригласить его на трехмесячную практику. Нужно написать соответствующую программу, подать заявление и, может быть, он еще приедет сюда.

Гжегож Каминьски (ЛЯР):

Я участвую в программе летних практик уже пятнадцать лет, если бы это занятие не нравилось ни мне, ни студентам, — не участвовал бы. Это хороший способ и для меня показать, что я умею, придумать интересные задачки для ребят, чему-то их научить, а студентам – получить новые знания. Период практики короткий, раньше я готовил один проект, сейчас у меня идут два проекта параллельно, и хочу сделать еще больше. И студентам они нравятся, запросов на мои проекты всегда много, иногда приходиться кому-то отказывать, потому что просто места не хватает.

Каждый год темы учебных проектов меняются соответственно развитию наших актуальных лабораторных проектов. Сейчас один учебный исследовательский проект посвящен тематике нового проекта АКУЛИНА-2. Студенты учатся проводить исследования экзотических ядер, разбираются, как работает установка, как получать пучки экзотических ядер и что с ними делать. Первая неделя практики – теоретическая часть, а потом они получают практические знания, изучают спектры, знакомятся с действующим оборудованием. Если в теории еще кто-то что-то знает, то практическая часть – это для всех абсолютно новая область. Последние несколько лет так получается, что все мои студенты грамотные, дисциплинированные, я могу дать им задачи и не контролировать их.

А еще я участвую в сотрудничестве с Варшавским университетом, где есть очень интересный детектор – оптическая время-проекционная камера. В эту камеру попадает радиоактивное ядро, которое в ней останавливается и распадается. Эти распады мы регистрируем с помощью очень чувствительных камер, просто делаем фотографии распадов. Это студентам тоже очень интересно, они изучают, как все работает, какие явления мы изучаем. Последние два-три года мы работаем на летних практиках с тестовыми камерами, поскольку эксперимент на самой камере бывает раз в год, оборудование перемещается из Варшавы в Дубну и обратно. А у меня есть тестовые стенды, на которых мы можем моделировать все, что происходит в камере: мы работаем с газовыми системами, анализируем состав. Вообще, у меня есть много хорошего оборудования, на котором студенты имеют возможность учиться работать, например, как собрать газовую систему, причем, они все делают своими руками, я только проверяю работу в конце. Бывают проблемы у девушек, у которых нет сил открыть туго закрытый газовый баллон или плотно его закрутить, перебирать оборудование, тестировать его и так далее. Но они сами должны почувствовать, чтобы все было сделано надежно, грамотно. Я хочу в конце практики выпустить пусть какого-то небольшого уровня, но экспертов.

Это мой принцип: не только книжки, но и практическая работа с оборудованием, и студентам это тоже интересно – они сразу видят результаты, понимают, что происходит. И помимо научной у меня с ними обычно бывает и социальная программа: ходим на барбекю или куда-то в спортзал, а потом получается, что эти студенты приезжают на 8-недельные практики, приезжают на эксперименты или уже в качестве сотрудников группы АКУЛИНА. Эта схема сработала уже на нескольких студентах. Сейчас я жду, что в октябре приедут два новых сотрудника, бывшие студенты, которые приезжали после практики на эксперимент, на двухмесячную практику, делали здесь дипломные работы.

Своими впечатлениями делятся студенты:

Виктория Друшляк (Университет Белостока):

Я впервые приехала на такую практику, узнала о ней от моего руководителя бакалаврской работы. Я выбрала тему, которая очень близка к моей дипломной работе, поэтому приехать сюда было очень полезно. В университете я занимаюсь структурными исследованиями магнитных наночастиц, а на практике участвовала в проекте ЛНФ «Рентгеновские исследования ортоферритов». Я хочу поступать в магистратуру другого университета, и там буду продолжать заниматься этой темой.

Михал Гуркевич (Академия науки и технологий, Краков):

Я думаю, практика была очень полезной. Я получил на ней и теоретические, и практические знания, но самым полезным для меня было увидеть, как выглядит стандартный рабочий день обычного ученого. В своем проекте я очень много делал руками – паял провода, создавал вакуум в вакуумной камере, увидел много приборов, прослушал много лекций, занимался моделированием с экспериментальными данными. Для более полного анализа экспериментальных данных не хватило времени. Я бы с удовольствием вернулся сюда, но у меня уже есть другие планы.

Марта Клепацка (Политехнический университет, Вроцлав) и Анна Абрамук (Варшавский университет):

Больше всего нам понравилась практическая часть – работать с оборудованием, с инструментами, иногда было сложно, но мы справились. Много вещей пришлось делать впервые в жизни и получалось по-разному. Понравилось, когда наш руководитель Гжегож Каминьски поставил нам задачу и не сказал, как ее решать. В этой практике мы совершенно случайно попали на одного из самых лучших преподавателей, было очень интересно! Было интересно познакомиться с «кухней» экспериментальной физики, и хотя строить планы на будущее еще рано, но хотелось бы здесь поработать. Дубна нам очень понравилась, как и Россия – не ожидали, что здесь будет так красиво и здорово.

Член оргкомитета практики Юлия Рыбачук (УНЦ):

Эти практики носят ознакомительный характер, чтобы студенты, которые впервые попадают в ОИЯИ, могли оценить масштаб проводимых здесь исследований, получить общее представление об Институте и в дальнейшем выбрать один из возможных вариантов. Например, подать заявку на участие в летней студенческой программе, которая предполагает более углубленное изучение, проекты в ней более продвинутые и срок обучения дольше. У студентов есть возможность поддерживать связь со своими руководителями проектов, чтобы в дальнейшем приехать сюда для подготовки магистерской работы или кандидатской диссертации. Ну, а пока – ознакомление прошло успешно.

Объединенный институт ядерных исследований (ОИЯИ) был создан на основе Соглашения, подписанного 26 марта 1956 г. в Москве представителями правительств одиннадцати стран-учредителей, с целью объединения их научного и материального потенциала для изучения фундаментальных свойств материи. Институт расположен в Дубне, в 120 км от Москвы, в Российской Федерации. Сегодня Объединенный институт ядерных исследований является всемирно известным научным центром, в котором фундаментальные исследования (теоретические и экспериментальные) успешно интегрированы с разработкой и применением новейших технологий и университетским образованием. Членами ОИЯИ являются 18 государств.