Госкорпорация «Росатом» рассчитывает, что уже осенью получит полномочия в сфере развития Северного морского пути и прилегающих территорий.
Законопроект находится в Госдуме. Его рассмотрение запланировано на осеннюю сессию.
Документ определяет ряд компетенций, а именно в сфере судоходства, безопасности, развития портовой и энергетической инфраструктуры, в области обеспечения необходимыми сервисами.
«Росатом» будет главным получателем и распорядителем бюджетных средств, инициатором госпрограмм по развитию и стабильному функционированию СМП, обеспечения навигации и проводки. Развитие пути предполагает обеспечение вывоза минерального сырья и зависит от объемов добычи. К 2020-му году ожидается прирост мощностей в портах Арктического бассейна до 40 миллионов тонн.
Основными направлениями деятельности ФГУП «Атомфлот» (вошло в состав Росатома в 2008 году) являются: ледокольное обеспечение арктических углеводородных проектов; ледокольная проводка судов в акватории Северного морского пути (СМП) и в замерзающие порты РФ; оказание комплекса услуг портового флота в порту Сабетта; ледокольное обеспечение научных экспедиций в Арктике; техническое обслуживание и проведение ремонтных работ общесудового и специального назначения; безопасное обращение с ядерными материалами и радиоактивными отходами. В состав атомного ледокольного флота в настоящее время входят: два атомных ледокола с двухреакторной ядерной энергетической установкой мощностью 75 тыс. л.с. («Ямал», «50 лет Победы»), два ледокола с однореакторной установкой мощностью около 50 тыс. л. с. («Таймыр», «Вайгач»), атомный лихтеровоз-контейнеровоз «Севморпуть» с реакторной установкой мощностью 40 тыс. л. с. и 5 судов технологического обслуживания. В настоящее время в Санкт-Петербурге строится серия из универсальных атомных ледоколов проекта 22220 («Арктика», «Урал» и «Сибирь») мощностью 60 МВт каждый. Новые ледоколы будут обладать переменной осадкой, что позволит им выполнять задачи как линейных (типа «Арктика»), так и мелкосидящих (типа «Таймыр») атомных ледоколов.