Ввести в строй ледокол «Арктика» запланировано в 2019 году, ледокол «Сибирь» – в 2020-м и ледокол «Урал» – в 2021 году. Все они сейчас находятся на Балтийском заводе в различной стадии строительства. О состоянии арктического ледокольного флота и концепции его развития для обеспечения функционирования проектов в Арктической зоне РФ на XI Международном форуме «Транспортный потенциал» рассказал заместитель генерального директора по строительству флота – руководитель представительства ФГУП «Атомфлот» в Санкт-Петербурге Константин Князевский.
«На сегодня техническая готовность ледокола «Арктика» составляет 70–71%, на нем установлено все основное оборудование, идут достроечные работы, монтаж трубопроводов над оборудованием, в основном паропроводов. Ледокол «Сибирь» находится у достроечной стенки. Он тоже спущен на воду, у него установлены реакторные установки и гребные электродвигатели», – сообщил К. Князевский.
Эти ледоколы на сегодня спроектированы для минимальной осадки в 8,5 м и максимальной – в 10,5 м. Длина универсального атомного ледокола составляет 173 м, ширина – 34 м. Все ледовые испытания, подтверждающие, что он может преодолевать лед собственным ходом, планируется проводить в ледовых бассейнах.
В целом же сегодня на Севморпути работает ледокол «50 лет Победы» (окончание эксплуатации – 2039 г.), ледокол «Ямал» (2030 г.), два мелкосидящих ледокола «Вайгач» (2026 г.) и «Таймыр» (2027 г.) и атомный лихтеровоз «Севморпуть» (2023 г.). Если в 2013 году показатели занятости этих атомных ледоколов составляли в среднем 209 суток, то по итогам прошлого года – 278 суток.
Взамен четырех действующих ледоколов («Таймыр», «Вайгач», «Ямал», «50 лет Победы») ФГУП «Атомфлот» совместно с корпорацией «Росатом» также планируют строительство четырех ледоколов ЛК-40 (СПГ-ЛК) мощностью 40 МВт.
Кроме того, для обеспечения круглогодичной навигации в восточном секторе Арктики и грузопотока по СМП необходимо строительство еще трех ледоколов «Лидер». Такие ледоколы будут преодолевать лед толщиной около 4–4,3 м и развивать скорость в 12–13 узлов. Стоимость строительства «Лидера» составляет почти 100 млрд руб. Первый ледокол «Лидер» будет на 100% профинансирован государством, ледоколы СПГ – профинансированы ФГУП «Атомфлот» и «Росатомом», а следующие серийные ледоколы на условиях ГЧП: 48% – государственное участие и 52% – кредитные деньги, взятые под проекты.
Добавим, что ледоколы СПГ будут работать с большими танкерами в Обской губе в паре. «Проведенные исследования показали, что никакая ширина меньше 44 м не обеспечит возможности проходить танкеру с нужной скоростью – около 11 узлов», – добавил К. Князевский.
ФГУП «Атомфлот» также работает над инвестиционным проектом по созданию портового флота для работы в порту Сабетта (на западном берегу Обской губы Карского моря). Построено два буксира ледового класса, в строительстве находится один портовый ледокол «Обь» на Выборгском судостроительном заводе. Он будет введен в строй в первой половине следующего года.
В 2025–2030 гг. при значительном увеличении грузопотока ледоколы на СПГ планируется использовать в Обской губе, то есть наиболее близко к топливной базе на более-менее коротком плече. По трассе Севморпути планируется использовать три строящихся сегодня ледокола – «Арктика», «Урал» и «Сибирь» – и еще два ледокола ЛК-60 (мощностью 60 МВт) и ледокол «50 лет Победы». В районе Янского массива планируется использование трех ледоколов «Лидер».