Площадкой для двухдневной конференции, посвященной цифровой трансформации производства, уже третий год подряд становится инновационный центр «Сколково»
Конференция «Эффективное производство 4.0» собрала в Технопарке Сколково около тысячи участников. Алексей Беляков, вице-президент Фонда «Сколково», исполнительный директор кластера передовых промышленных технологий, ядерных и космических технологий, в этой связи констатировал, что Сколково становится эффективной площадкой взаимодействия всех причастных к цифровизации производства:
«Цифровизация – это необходимость, с которой столкнулись все производственные предприятия в последние 10 лет. Она стала ответом на все более возрастающие требования пользователей по уровню оказываемой услуги. Интерес к теме только растет. Мы находимся в нужном месте в нужное время».
В «Сколково» (Фонд наряду с компанией «Цифра» является организатором конференции) цифровые технологии для эффективного производства или индустрии 4.0. разрабатывают около сотни резидентов, следовало из выступления А. Белякова.
«В 2018 году статус участника Сколково по этой тематике получили 22 компании. Тенденция последних двух лет состоит в том, производственные компании из числа партнеров «Сколково» хотят сотрудничать с нами именно в цифровой сфере. Мы видим большой спрос на внедрение цифровых технологий в производственные процессы со стороны таких традиционно консервативных отраслей, как машиностроение, нефтехимия, металлургия», - констатировал г-н Беляков.
Так, в 2018 года «Норникель» стал партнером Фонда «Сколково» и объявил о намерении открыть в инновационном центре свою цифровую лабораторию (в конце 2017 аналогичный центр был запущен Магнитогорским металлургическим комбинатом). Корпорация Ростех открыла в Сколково свой центр компетенций.
Как рассказал Алексей Беляков, наиболее востребованы в индустрии проекты по промышленному интернету вещей (IIoT). «Ожидаемый размер рынка IoT в России к 2020 году – 400 млрд рублей, причем более половины этой суммы приходится на индустриальный сегмент. Это увеличение рынка IoT более чем 2 раза по сравнению с 2017 годом, - отметил руководитель кластера.
Несмотря на убедительные цифры, внедрение технологий искусственного интеллекта на производстве пока не вышло за пределы стадии пилотных проектов, считает гендиректор компании «Цифра» Игорь Богачев. И связано это с дефицитом данных, которые необходимы для экономически целесообразного использования этих технологий.
Главной задачей цифровой трансформации производства Алексей Беляков называет сокращение издержек.
«Цифровизация каждого участка и производственного процесса накопительным итогом дает возможность для значительной экономии в масштабах предприятия. Это, чаще всего, повышение технической готовности и общей эффективности оборудования, оптимизация логистики и склада, оптимизация использования транспорта и персонала, экономия энергоресурсов. Во-вторых, цифровизация производственных процессов позволяет оптимизировать технологию, производственный процесс. Предсказательная аналитика открывает тут новые возможности. Она вскрывает неявные связи и зависимости между большим количеством параметров, которые влияют на качество, себестоимость и сроки производства. В-третьих, цифровизация управленческих процессов создаёт потенциал для управления предприятием на качественно новом уровне. Вскрывается и устраняется неэффективность управленческих процессов. Становится возможным обосновать управленческие решения расчётом. Цифровой двойник предприятия помогает быстро проанализировать варианты решений».
«Конечная цель цифровизации производства – это выход на принципиально иной способ организации производства. Такой способ, который значительно меняет управленческие, производственные и кооперационные процессы производственных предприятий. Это так же появление новых способов взаимодействия с потребителями и поставщиками, новые способы коммерциализации, новые продукты, гибкое производство».
Очевидно, что цифровизация стала ответом на все более возрастающие требования пользователей по уровню оказываемой услуги. «И это нашло своё отражение в культуре потребления инновационных продуктов. Появился ожидаемый уровень сервиса для «умных продуктов». Мгновенная реакция на запрос пользователя формирует новую культуру взаимодействия производителя и потребителя. Новые бизнес-модели как результат цифровизации формируют и новую культуру потребления. Модель PaaS постепенно вытесняет приобретение продукта в собственность. Культура производства также претерпевает изменения в связи со сменой технологического уклада», - убежден Алексей Беляков.