На круглом столе «Спрос на новые технологии: частная инициатива и политика государства» центром обсуждения стали две модели стимулирования инноваций.
Ведущий дискуссии Микаэл Горский, советник ОАО «РВК», охарактеризовал два подхода государства к стимулированию инноваций следующим образом:
«Первый — мы поливаем деньгами с вертолета, и развиваются инновационные компании. Далее некоторые из них выживают, некоторые нет — решает рынок. Это называется поддержка предложения. Вариант номер два: государство говорит, в каких местах инновации интересны и нужны, и формирует что-то вроде рыночного заказа, под который уже появляются компании. Этот подход называется «поддержка спроса на инновации».
Горский тут же предложил экспертам проголосовать, и участники дискуссии сошлись во мнении, что в России распространена первая модель. В своих дальнейших выступлениях спикеры прокомментировали эту ситуацию подробнее.
О государственном заказе на новые технологии высказался Сергей Картаев, председатель комитета по инновациям Национальной ассоциации институтов закупок: «Всё, что связано с закупкой нетрадиционной, скажем так, продукции — это узкое горло во всем процессе, связанном с инновационным развитием». При этом в целом Картаев положительно оценивает модель государственного заказа на инновации и существование контрактной системы в этой сфере.
Евгений Кузнецов, директор проектного офиса ОАО «РВК», считает, что «без создания адекватного спроса стимулирование не срабатывает». Кроме того, он отметил, что авторы новых технологий не умеют играть по правилам рынка, их «психологическая и организационная неготовность ступать на эту дорогу» препятствует формированию здоровых рыночных отношений в секторе инноваций. «Хуже всего, на мой взгляд, работает принуждение к закупкам. Любые жесткие требования придумают, как обойти. Уверен, что это не сработает», — завершил Кузнецов свое выступление.
Несколько слов об американском опыте сказала Карина Сотник, президент WorldUPstart Consulting. По ее словам, в США спрос диктует в первую очередь рынок, однако давно существуют механизмы, с помощью которых и государство может стимулировать спрос в тех областях, которые ему — государству — интересны. Сотник также отметила, что во многих американских институтах профессуре дают возможность создавать свои компании на основе инноваций. Ученые, тем не менее, далеко не всегда оказываются хорошими предпринимателями, поэтому для них находятся талантливые бизнесмены, которые руководят этими компаниями.
Павел Рудник, заместитель директора департамента инновационного развития Министерства экономического развития, считает, что поддерживать предложение должно не только государство, но и бизнес. «По моему мнению, для нас актуально не только формирование спроса государством, но и стимулирование расходов частных компаний на инновации. Всем известен обратный по отношению к западным странам перекос государственных расходов относительно частных: это соотношение в районе 80% к 20%», — напомнил Рудник.
В ответ на точку зрения Минэкономразвития Максим Невесенко, заместитель директора департамента программ стимулирования спроса Фонда инфраструктурных и образовательных программ, предположил, что государственный заказ на инновации сработает не сразу, а постепенно. Вот почему, помимо отдельных исключений вроде сферы IT, в большинстве отраслей государство остается главным естественным заказчиком новых технологий.
«Запрос рынка на инновации сформулирован очень туманно», — особо отметил Александр Фертман, директор по науке кластера «Ядерные технологии» Фонда «Сколково». Он обозначил задачу, с которой ни частные, ни государственные российские компании не справляются — формирование квалифицированного заказчика. Кроме того, по мнению Фертмана, следует балансировать не столько предложение, сколько воспитание квалифицированных специалистов. А в дальнейшем спрос определит, в каком направлении они будут работать. «Нужны не только так называемые «инноваторы». «Сколково» чувствует недостаток в предпринимателях и бизнес-инициативах в нижнем звене»,
— заключил Фертман.