Традиционно в июне на многих кафедрах нашего университета проходит летняя практика, в которой могут принять участие лицеисты и школьники г. Москвы, перешедшие в 11 класс. В этом году на кафедре №7 это мероприятие прошло немного необычно. Как правило, в первой половине месяца, когда практику проходят лицеисты, число ребят значительно больше, чем во второй половине, куда записываются только школьники. В 2019 году это правило было нарушено и во второй половине июня на кафедру записалось более 30 человек, а это примерно в два раза больше, чем в первой половине.
Лицеисты и школьники были распределены по желанию в разные учебные лаборатории кафедры – Институт космофизики, Радиационную лабораторию и лабораторию Фундаментальных взаимодействий. Многие заинтересовались обработкой данных космических экспериментов, другим оказалась интересна новая физика на ускорителях частиц, а третьи увлеклись методами регистрации гамма-излучения и связанными с этим прикладными задачами.
Во время практики для ребят проводились вводные лекции. На них рассказывалось о некоторых аспектах ядерной физики, которые позже использовались в научной работе: о строении вещества, о видах и свойствах открытых элементарных частиц и ядер, о взаимодействии частиц и излучений с веществом. Также были затронуты некоторые общие положения физики космических лучей, физики Солнца и гелиосферы; ребятам рассказали о методах и приборах регистрации излучений на ускорителях и в космосе, о гамма-спектрометрии и приборах для регистрации гамма-излучения.
Одновременно ребята старались применить полученные знания непосредственно на научных установках или для компьютерной обработки спутниковых и ускорительных экспериментальных данных. Так, кто-то работал непосредственно с ксеноновым гамма-спектрометром, научился регистрировать гамма-излучение ядер и по нему определять радиоактивный изотоп. Некоторые ребята смогли освоить азы языка программирования C++ и пакета программ ROOT. Благодаря этому они попробовали обработать результаты численного моделирование столкновений ядер золота и сделать оценку температуры кварк-глюонной материи. Другие ребята смогли приобщиться к цифровой обработке изображений Солнца, поучаствовать в обработке и анализе экспериментальных данных космического эксперимента PAMELA.
В заключении практики ребята подготовили небольшие сообщения о полученных навыках и результатах работы. Многие лицеисты и школьники захотели продолжить научные исследования и подготовить заявку на конкурс «Юниор».
Мы желаем им успеха и надеемся, что даже этот небольшой опыт поможет ребятам более осознано выбрать направление в науке и кафедру, на которой они будут учиться уже через несколько лет!