29 августа 2019 года атомный лихтеровоз-контейнеровоз «Севморпуть» ФГУП «Атомфлот» (предприятие Госкорпорации «Росатом») вышел из Петропавловска-Камчатского в Санкт-Петербург в тестовый рейс. Он стал первым в рамках совместного «пилотного» проекта Дирекции Северного морского пути Госкорпорации «Росатом» и ФГУП «Атомфлот», направленного на организацию регулярных рейсов по Северном морском пути (СМП) в летне-осеннюю навигацию.
На борту «Севморпути» находится 204 рефрижераторных контейнера с мороженой рыбой и 66 контейнеров с другими грузами общим весом около 8,5 тыс. тонн грузов (при максимально возможной загрузке судна - 26 тыс. тонн). Ожидается, что на доставку ему потребуется до 18 суток.
«Для Росатомфлота принципиально важно расширение географии своей работы, - подчеркнул генеральный директор ФГУП «Атомфлот» Мустафа Кашка. – Этот рейс организован Госкорпорацией «Росатом» совместно с Росрыболовством и ГК «Норебо». Уверен, он побудит судовладельцев более активно использовать Северный морской путь и возможности перевозки не только рыбопродукции, но и генеральных грузов как с европейской части России на восток, так и с востока в европейскую часть».
Сформировано расписание тестовых рейсов в 2019 году. Всего планируется организовать два рейса. В настоящее время прорабатывается загрузка контейнеровоза для прохода по СМП в восточном направлении. По итогам «пилотных» сезонных рейсов в 2019 году может быть рассмотрен вопрос о создании регулярной действующей каботажной контейнерной линии между Дальним Востоком и Северо-Западом Российской Федерации.
По оценкам экспертов, первоначально основой грузопотока контейнерной линии в европейскую часть России станет рыбопродукция с Дальнего Востока, что будет способствовать повышению уровня продовольственной безопасности Российской Федерации. Для обратной загрузки планируется использоваться российские товары и грузы, необходимые для реализации арктических проектов по добыче полезных ископаемых, а также социально-экономического развития Дальнего Востока.
Использование СМП позволяет осуществить транспортировку грузов между Петропавловском-Камчатским и Санкт-Петербургом менее чем за 20 суток по конкурентоспособной стоимости. Реализация проекта будет способствовать развитию портовой инфраструктуры, созданию новых рабочих мест, снижению цены на транспортные расходы, а также разгрузке Транссибирской железнодорожной магистрали.
Указанные мероприятия призваны способствовать реализации федерального проекта «Северный морской путь» включенного в Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года, утвержденного Распоряжением Правительства РФ от 30 сентября 2018 года №2101-р, и переданного Минтрансом России для реализации в Госкорпорацию «Росатом».