ФГУП «РосРАО» провело в регионах, где планируется создать производственно-технические комплексы по переработке отходов I-IIклассов, серию презентаций технических решений, которые предполагается применить на новых предприятиях. Представленные решения нашли живой отклик у общественности, было много вопросов, предложений. В частности, в редакцию ИА Regnumпоступили замечания МОО Союз «За химическую безопасность». Что же будет на новых предприятиях и будут ли они безопасны для жителей?
В стране реализуется федеральный проект «Инфраструктура для обращения с отходами I—II классов опасности» в составе национального проекта «Экология». Его воплощение возложено на госкорпорацию «Росатом».
В настоящее время в стране отсутствует контроль за полным циклом обращения с отходами, как следствие, постоянно растет накопленный экологический ущерб. Ежегодное образование таких отходов в России, исходя из пятилетней статистики, находится в среднем на уровне 350 тыс. тонн в год. Информация об объектах образования и обращения, потоках отходов I—II классов не собирается, не актуализируется и не обрабатывается в централизованном автоматизированном режиме. В результате в России фактически отсутствуют необходимые производственные мощности по переработке данных отходов.
В рамках федерального проекта должны быть решены три ключевые задачи: разработка и внедрение прозрачной системы управления и контроля за обращением с такими отходами — федеральной схемы; создание государственной информационной системы обращения с отходами I—II классов и создание базовых мощностей для обезвреживания и переработки данных отходов.
Кроме того, вводится институт федерального оператора, который и будет отвечать за решение этих задач.
Из 444 видов отходов I—II классов, которые сегодня входят в федеральный каталог, порядка 350 видов отходов планируется перерабатывать на создаваемых производственно-технических комплексах.
Их можно разделить на три группы: отходы металлургических, обрабатывающих, машиностроительных отраслей (смеси неорганических солей, оксидов, гидроксидов, кислот), ртутьсодержащие отходы (ртутные лампы и градусники, а также промышленные отходы, содержащие ртуть), сточные отходы промпредприятий (органические отходы, смешанные и комбинированные органические и неорганические отходы, образующиеся от переработки первых двух групп).
На предприятиях «РосРАО» намерено применять три вида технологических решений: физико-химическая обработка, высокотемпературное обезвреживание, а также решения для ртутьсодержащих отходов. Технологии будут замкнуты в единый производственный цикл, отходы от одних стадий будут являться сырьем для других.
Для переработки ФГУП «РосРАО» планирует использовать современное российское, шведское и немецкое оборудование, которое хорошо себя зарекомендовало на аналогичных предприятиях за рубежом. При разработке технических решений «РосРАО» ориентировалось на нормативные требования российского законодательства, требования Директивы Европейского союза 2000/76 «О сжигании отходов» и Стокгольмскую Конвенцию о стойких органических загрязнителях.
Представленные технические решения вызвали интерес и вопросы о региональных ученых и общественников. Конечно, больше всего экспертов беспокоит безопасность создаваемых производств. В частности, всех интересуют диоксины и фураны, которые могут образовываться на подобных предприятиях при термическом обезвреживании отходов.
Как отметили во ФГУП «РосРАО», технологические решения по термическому обезвреживанию отходов полностью и гарантированно предотвращают образование полихлорированных дибензо-п-диоксинов и родственных им соединений в отходящих газах.
Кроме того, принято считать, что индикатором эффективности термического обезвреживания органических компонентов в отходах является содержание монооксида углерода (СО) в отходящем газе, которое в соответствие с установленными нормативами должно быть менее 50 мг/м3. Соблюдение этого условия является подтверждением полного обезвреживания летучих органических соединений, в том числе диоксинов и фуранов.
На этапе пусконаладочных работ на установке термического обезвреживания предусматривается проведение комплекса работ по оценке эффективности обезвреживания всех типовых смесевых рецептур отходов. Для этого будет проведен расширенный аналитический контроль с привлечением аккредитованной лаборатории на содержание различных загрязняющих веществ, в том числе и полихлорированных дибензо-п-диоксинов и дибензофуранов, как в выбросах, так и в шлаках и отходах газоочистки.
Другой обсуждаемой темой стало образование в ходе переработки отходов золошлаков и их последующая утилизация.
По оценкам ФГУП «РосРАО», в среднем выход шлаков составляет 15−20% от общего количества обезвреживаемых отходов.
Современное термическое обезвреживание отходов обеспечивает полное разрушение находящихся в отходах органических веществ с помощью высоких температур и гарантированно обеспечивает их отсутствие в шлаках.
Соответствие критериям экологической безопасности шлаков позволяет использовать их в качестве вторичной продукции.
По составу шлаки схожи с нерудными природными ископаемыми (песок, щебень и т.п.), что делает их ценным сырьевым ресурсом. Вовлечение шлаков в хозяйственный оборот позволяет, по мнению специалистов ФГУП «РосРАО», не только уменьшить истощение природных ресурсов, но создать новые виды материалов с высокими эксплуатационными и экономическими характеристиками, а также сделать технологии переработки отходов безотходными. Кроме того, переработка шлаков, например, для производства строительных материалов будет стоить в несколько раз дешевле, чем добыча полезных ископаемых.
Как полупродукты шлаки применяются в строительной индустрии, в качестве пересыпного материала на полигонах ТБО и при рекультивации земель.
Безопасность создаваемых производств будет обеспечиваться многоуровневыми системами безопасности и экологического мониторинга. Инфраструктура предприятий замкнутая и полностью исключает попадание вредных веществ в окружающую среду. Сброс сточных вод исключен, а влияние выбросов на атмосферный воздух, по оценкам «РосРАО» составит менее 0,07 от уровня предельно допустимых концентраций.
Экологи, в свою очередь, усомнились в том, что озвученные «РосРАО» расчетные приземные концентрации на границе предприятия и за его пределами составят 0,00 от нормативных величин.
ФГУП «РосРАО» отмечает, что, согласно предварительной оценке воздействия на атмосферный воздух в период эксплуатации производственно-технических комплексов установлено, что для таких ингредиентов как ртуть, гидрохлорид, гидрофторид, углерода оксид, сажа (углерод), углеводороды, взвешенные вещества, бенз[а]пирен, расчетные приземные концентрации на границе предприятия и за его пределами существенно ниже
Например, на комплексе «Марадыковский» в Кировской области расчетные приземные концентрации диоксида азота (одного из маркерных веществ) на расстоянии 500 м ожидаются не более 0,07ПДК. Комплекс мероприятий по снижению выбросов в атмосферу, предусмотренный «РосРАО», позволяет обеспечить данный уровень воздействия на атмосферный воздух.
Много внимания региональные эксперты уделяли альтернативным представленным «РосРАО» технологиям переработки отходов. Например, они указали, что для обезвреживания отходов сернокислотной очистки минеральных масел (гудрон кислый) учеными НИИ химии НГУ им. Лобачевского разработана высокоэффективная технология по их утилизации, позволяющая получить ликвидные товарные продукты из данных отходов.
Однако, в «РосРАО» пояснили, что технология по утилизации кислых гудронов НИИ химии НГУ им. Лобачевского реализована только на лабораторной установке, созданной по результатам НИОКР. На действующих образцах опытных, пилотных установок технология еще не опробована. Таким образом, проверенных, технологически и экологически эффективных установок переработки кислых гудронов, созданных как по технологии НИИ химии НГУ им. Лобачевского, так и по другим технологиям, а также включенных в информационно-технические справочники по наилучшим доступным технологиям, в России на данный момент нет. В связи с этим специалисты ФГУП «РосРАО» не имеют права предложить использовать такие технологии.
Являются ли представленные технические решения окончательным выбором для новых предприятий по переработке отходов I—II классов? Нет, «РосРАО» еще предстоит защитить свой проект на общественных обсуждения, пройти все необходимые экспертизы и только после этого можно будет с уверенностью сказать, что, как и где будет перерабатываться.