Госкорпорация "Росатом" выступает за создание механизма общественного контроля за процессом переработки в России обедненного гексафторида урана (ОГФУ), а также изыскать возможность перевалки доставляемого из Европы обедненного урана в каком-либо другом порту, помимо Санкт-Петербурга — об этом шла речь на прошедшем во вторник в Москве расширенном заседании общественного совета "Росатома" по теме обедненного урана.
В заседании приняли участие руководители как госкорпорации и ее ведущих компаний, так и российских отделений экологических организаций, а также представители законодательного собрания Санкт-Петербурга. Мероприятие прошло по итогам технического тура экологов на предприятие топливной компании "Росатома" ТВЭЛ "Электрохимический завод" (ЭХЗ, Зеленогорск Красноярского края) в рамках диалога по вопросам обращения с обедненным гексафторидом урана.
"Представители топливной компании представили исчерпывающую информацию по системе обеспечения безопасности в ходе технического тура. ОГФУ — это ресурс, не отход, и он обеспечивает запас для наших будущих поколений",
— сказал участник пресс-тура, заведующий радиационной лабораторией Института промышленной экологии Уральского отделения РАН Алексей Екидин.
По его словам, из-за существующего у неспециалистов недопонимания свойств обедненного гексафторида урана может возникнуть ложное представление, что крайне маловероятная разгерметизация контейнеров с ОГФУ может якобы нести угрозу для окружающей среды и населения. Екидин опроверг существование таких рисков, и пояснил, что ОГФУ в обычных условиях — абсолютно твердое вещество. Поэтому заявления о возможной "угрозе в радиусе десятков километров" оказались "уткой", добавил ученый.
"Мы настойчиво ставили еще 20 лет назад задачу перед тогда еще министерством (по атомной энергии), что накопленный ОГФУ должен быть переведен в безопасное состояние. ОГФУ у нас — это сырье, а не отходы. Химическое обезвреживание (обедненного гексафторида урана) — это полезная вещь. Извлечение делящегося изотопа (урана-235 — ред.) — полезная вещь. Все нормы по безопасности выполняются. На ЭХЗ — современный периметр охраны, средства радиационного контроля передовые",
— сказал в свою очередь учредитель общественного экологического фонда "Гражданин" Максим Шингаркин.
Председатель правления эколого-правового центра "Беллона" Александр Никитин предложил обсудить вопрос логистики доставок ОГФУ из Европы в Россию и "посмотреть на вопрос использования порта в Санкт-Петербурге, чтобы убрать в городе эту обеспокоенность". Также Никитин предложил общественному совету Росатома подготовить материалы, в которых бы в доступной для простых людей форме объяснялась суть программы по переработке обедненного гексафторида урана в России.
Подводя итоги встречи, генеральный директор "Росатома" Алексей Лихачев выделил основные задачи, которые требуют совместного решения экологами и атомщиками.
"Необходимо создать рабочую группу под руководством Александра Никитина, и мы ("Росатом") предоставим туда столько людей, сколько попросят. Надо продолжить дискуссию (по ОГФУ), пусть и не широким кругом", — сказал Лихачев.
"Стоит подготовить предложения по общественному контролю, но с учетом ограничений по государственной и коммерческой тайне. Важный вопрос по санкт-петербургской логистике — изыскать техническую возможность перевалки ОГФУ в другом порту. Надо выехать в Санкт-Петербург, организовав там рабочую встречу. И необходимо организовать информационную работу, максимально отвечающую на все сложные вопросы", — добавил глава "Росатома".