Атомная отрасль Франции столкнулась с неожиданной (для наблюдателей со стороны) проблемой, а именно, с сокращением производства MOX-топлива для французских легководных реакторов.
Речь не идёт о каких-либо технологических трудностях при производстве топлива. Основная причина сокращения - нехватка обеднённого урана.
До определённого момента за производство оксида обеднённого урана отвечало предприятие "Pierrelatte" на французской площадке в Трикастене. Затем, однако, производство было перенесено в германский Линген, так как в 2011 году французское предприятие столкнулось с проблемами экологического характера и было закрыто.
При деконверсии обеднённого урана из гексафторида в оксид французы использовали так называемый мокрый процесс. Сначала ОГФУ преобразовывался в диуранат аммония, затем после термической обработки из него получался оксид (сначала U3O8, затем UO2).
На германском предприятии используют иной технологический процесс, известный как "сухой" - прямое дефторирование ОГФУ. Качество получаемого при этом порошка диоксида обеднённого урана уступает качеству производившегося во Франции.
В результате, при использовании германского порошка для фабрикации MOX-топлива в топливных таблетках могут образовываться островки (PRI), обогащённые по плутонию. Легко догадаться, что французскую эксплуатацию подобная продукция не радует.
К подобной ситуации французские атомщики (тогда AREVA, теперь "Orano") были готовы. Среди прочих мер, они успели сделать значительные запасы порошка DUO2, выпущенного в "Pierrelatte".
Запасы, однако, не бесконечны, и производство MOX-топлива во Франции начало сокращаться.
Завод "Melox", на котором осуществляется производство MOX-сборок, имеет разрешение по условиям лицензии выпускать до 195 тонн MOX-топлива в год. Рекордных показателей завод достиг в 2012 году - 150 тонн. В 2019 году объём его производства составил всего 90 тонн.
Решением проблемы дефицита обеднённого урана призвано стать строительство нового производства по деконверсии урана на французской площадке "Malvesi". Но из-за известных трудностей у группы AREVA, приведших к её фактическому роспуску, строительство началось с опозданием - первый бетон был уложен в октябре 2019 года.
Ввод в эксплуатацию нового деконверсионного завода предполагался в 2022 году. Скорее всего, график не будет выдержан из-за эпидемии коронавируса.