Ангарский электролизный химический комбинат под занавес уходящего года принял гостей – на производственную площадку предприятия приехали представители администрации ангарского городского округа и журналисты региональных СМИ.
Им удалось не только пообщаться с генеральным директором единственного в области ядерного производства, но и вместе с руководителем предприятия посетить «святая святых» – цех разделения изотопов урана.
Созданный в 1957 году в городе Ангарске АЭХК долгое время был предприятием закрытым. Настолько, что даже добраться до комбината могли только его работники – ведомственная дорога охранялась до 2017 года. Так что к 60-летию комбината, когда дорогу наконец открыли, большинство жителей Ангарска смогло впервые (!) увидеть одно из своих главных градообразующих предприятий.
Добраться до АЭХК сегодня просто, а вот пройти вовнутрь, особенно на производство, сложно даже для гостей. Причина – неукоснительное соблюдение режима безопасности. И тому есть объективные причины: АО «АЭХК» – одно из четырех предприятий разделительно-сублиматного комплекса атомной отрасли России, обеспечивающего объекты ядерного топливного цикла Госкорпорации «Росатом» энергетическим ураном. То есть, говоря по-простому, таких производств, как АЭХК, по всей стране всего четыре.
Генеральный директор АО «АЭХК» Александр Дудин начал свой рассказ о предприятии с истории. 21 октября 1957 (эта дата считается днем рождения АЭХК) здесь был впервые получен обогащенный гексафторид урана. В то время его производили газодиффузионные машины, потреблявшие огромное количество электроэнергии (АЭХК «съедал» до 3% всей электроэнергии СССР!). В восьмидесятые годы стало понятно, что такие энергозатраты, по сути, экономическое самоубийство. И к 1990 году на АЭХК в работу были запущены первые газовые центрифуги – самая передовая на тот момент технология в мире.
Успешно работает центрифужная технология обогащения урана и сегодня. Она экономична: центрифуги помогли повысить эффективность и снизить себестоимость обогащения урана, обеспечили стране мировое лидерство на данном рынке (более трети мировых мощностей по обогащению – это наши, российские предприятия). И экологична: центрифуги уже сегодня несут, по сути, экологическую функцию, позволяя эффективно перерабатывать «хвосты» – дообогащать обедненный гексафторид урана (ОГФУ).
Генеральный директор Александр Дудин откровенно рассказал о том, что представляет собой ОГФУ на самом деле:
– Да, мы на своей территории имеем склад ОГФУ. Но могу с уверенностью заявить – ничего страшного в этом нет. Хранение герметичных толстостенных стальных контейнеров на складах открытого типа – это мировой стандарт. Все контейнеры проходят сертификацию на соответствие требованиям международных стандартов. Толщина стали у них от 8 до 16 миллиметров. Каждый контейнер имеет свой паспорт-формуляр с отметками пригодности к эксплуатации и сроком службы до 80 лет.
Также директор отметил, что за всю историю мировой атомной промышленности не зафиксировано ни одного существенного инцидента по международной шкале INES, связанного с хранением ОГФУ.
Сам склад ОГФУ на АЭХК – это не просто земельный участок под открытым небом. Он имеет твердое бетонное покрытие, контейнеры с ОГФУ размещены в строго установленном порядке. Склад обнесен ограждением и находится под круглосуточной охраной. За последние три года на предприятиях РСК было проведено 10 международных аудитов. Несоответствий в сфере обращения с ОГФУ не выявлено.
Ну, а на вопрос – что же все-таки ОГФУ – сырье или отходы, Александр Дудин дал однозначный ответ:
– Для нас это ценное стратегическое сырье, на котором, по сути, работает АО «АЭХК» с 2014 года. С этого времени мы перешли на работу в «режиме шахты», начав вырабатывать продукцию из «богатых отвалов». Готовую продукцию мы отправляем на родственные предприятия для дальнейшего дообогащения. Так называемые конечные (уже обработанные – Авт.) отвалы в полном объеме направляются в АО «ПО ЭХЗ» (город Зеленогорск, Красноярский край), где работает установка «W – ЭХЗ» по реконверсии (обесфториванию) ОГФУ.
В АО «АЭХК» понимают важность всех природоохранных мероприятий. На них ежегодно тратится более 20 миллионов рублей. Мониторинг возможного воздействия на окружающую среду производится системой АСКРО, в которую входит 10 различных постов контроля. Естественный радиационный фон, как в городе, так и на промышленной площадке предприятия, не превышен.
Не загрязняет АЭХК своими выбросами и атмосферный воздух. Собственно, сама технология работы центрифуг вообще не подразумевает каких-либо выбросов, в чем гости предприятия убедились собственными глазами. Но официальная статистика еще добавляет уверенности – по данным Государственного доклада «О состоянии и охране окружающей среды Иркутской области», уровень загрязнения воздуха, производимого АЭХК, составляет всего 0,002% от всех предприятий города.
А еще комбинат активно «убирает за собой». Кроме переработки ОГФУ, накопившегося за годы работы, здесь выводят из эксплуатации не использующиеся производственные помещения в рамках Федеральной целевой программы по обеспечению ядерной и радиационной безопасности. В настоящее время завершаются работы по разборке здания № 804 (цех километровой длины), с 2020 по 2025 годы планируется вывод аналогичного по размерам здания № 802 и пунктов хранения отходов – сооружения 310. В рамках программы ликвидируются не только здания и сооружения, но и находившееся в них оборудование. Часть работ выполняется силами работников АЭХК, что позволяет создавать новые рабочие места.
Неядерные перспективы
Еще одним направлением развития ядерного предприятия становятся неядерные бизнесы. Мирный атом, бесспорно, нужен стране и миру, производство ядерной продукции приносит прибыль. За 2019 год, к примеру, АО «АЭХК» получило 2,5 миллиарда рублей чистой прибыли, а выручка составила порядка 6 миллиардов рублей. Урановая продукция ангарского электролизного химического комбината очень конкурентоспособна – она имеет самую низкую себестоимость в стране. Но тем не менее ядерное направление на уровне Госкорпорации Росатом решено усилить неядерным.
Уже сегодня в АО «АЭХК» работает полноценный неядерный бизнес – участок производства бифторида калия. Налажен выпуск улучшенного продукта, востребованного потребителями (в первую очередь из родственных предприятий отрасли). Используется бифторид калия и при производстве деталей авиационных двигателей. Так что будущее на рынке у него точно есть.
Высокими темпами ведутся строительно-монтажные работы по созданию опытно-промышленного производства гидроксида лития. Специально для этого производства была разработана инновационная технология. Уже к середине 2020 года планируется запустить опытную установку. Ну, а к 2023 году в планах создание крупнотоннажного производства.
Работа АЭХК на перспективу – инициирование новых инвестиционных проектов, которые будут востребованы в том числе предприятиями Иркутской области. Так, в планах на 2022–2024 годы открытие производств полианионной целлюлозы и гипохлорита кальция. Эти продукты используются при добыче нефти и золота.
Естественно, новые бизнесы – это новые рабочие места для ангарчан. И дополнительная выручка для предприятия.
После продолжительной беседы с гостями генеральный директор лично проводил всех на производственную площадку, туда, где, собственно, и работают газовые центрифуги – сердце комбината. Своими глазами журналисты и представители местной власти смогли убедиться, что урановое производство – безопасное, чистое и, если соблюдать все правила, безвредное как для работников предприятия, так и для жителей города.