Достижения в области радиотерапевтических технологий делают лечение рака более эффективным, точным и доступным. Это приносит пользу пациентам, но также приводит и к появлению новых вызовов с точки зрения безопасности.
«Внедрение новых технологий всегда связано с риском. Когда появляются новые аппараты, возможны ошибки, поскольку радиотерапевты еще учатся работать с таким аппаратом в реальных условиях. Они не могут просто положиться на то, что он будет работать, как надо. Они должны всё проверять, в идеале — путем тщательного тестирования», — говорит Кристоф Трауэрнихт, начальник отдела медицинской физики Тайгербергской больницы и старший преподаватель Стелленбошского университета в Кейптауне.
С начала XX века ионизирующее излучение играет все более важную и абсолютно незаменимую роль в лечении рака. В ходе лучевой терапии, называемой также радиотерапией, на опухоли в целях уничтожения раковых клеток направляются очень точные дозы излучения. Этого можно достичь с помощью направленных дистанционно пучков излучения, таких как рентгеновские лучи, гамма-лучи или пучки электронов, либо с помощью радиоактивных источников, вводимых в организм пациента или помещаемых на его тело.
Сегодня наиболее часто используемым аппаратом для лучевой терапии при раке является линейный ускоритель. В больницах по всему миру эксплуатируется более 12 000 линейных ускорителей, и ожидается, что их количество будет только расти.
«По мере развития технологий все более важным становится обеспечение безопасности лучевой терапии. Новые технологии позволяют добиться большей автоматизации и комплексной оптимизации доз излучения, но они требуют также и дополнительной профессиональной подготовки и различных систем безопасности для обеспечения правильного лечения пациентов», — говорит Дебби Гилли, специалист МАГАТЭ по радиационной защите.
На том или ином этапе лечения радиотерапию проходят около 50% онкологических больных. По мере роста заболеваемости раком будет возрастать и потребность в лучевой терапии. Это означает также, что все более важную роль в обеспечении безопасного и эффективного использования радиации в медицине будут и впредь играть медицинские физики и ресурсы для их подготовки в области радиационной защиты.
МАГАТЭ помогает странам всего мира адаптироваться к меняющимся технологиям и потребностям в области безопасности. Агентство осуществляет несколько инициатив по развитию медицинской физики путем публикации руководств и информационных буклетов, организации семинаров для медицинских работников и лиц, принимающих решения, и сотрудничества с профессиональными сообществами.
Эта работа проводится в русле общих усилий МАГАТЭ по расширению доступа к качественной лучевой терапии, включающих оказание помощи странам в применении норм безопасности МАГАТЭ в части радиационной безопасности. Эти нормы были разработаны в тесном сотрудничестве с правительствами и организациями разных стран мира и периодически пересматриваются и обновляются экспертами с учетом технических достижений и новых знаний.
МАГАТЭ оказывает поддержку в подготовке специалистов по радиационной медицине в Африке, чтобы те могли безопасным и эффективным образом использовать новые аппараты в целях расширения сферы охвата услуг визуализации и лучевой терапии и сокращения разрывов в доступе к медицинской помощи.
«Что касается доступа пациентов к радиотерапевтическим услугам, то условия в Южной Африке сильно различаются. Существует большой разрыв между государственным и частным сектором: чтобы получить лечение, некоторым пациентам в государственном секторе приходится ждать по несколько месяцев. Мы стараемся это изменить», — говорит г-н Трауэрнихт.
В Тайгербергской больнице — одной из крупнейших специализированных больниц в Южной Африке — курс лучевой терапии ежегодно проходят около 1600 пациентов. В 2019 году эта больница приобрела свой четвертый линейный ускоритель. В соответствии с регулирующими положениями по безопасности каждый вновь поступивший линейный ускоритель, прежде чем его можно будет использовать для лечения пациентов, должен пройти процедуры приемочных испытаний, ввода в эксплуатацию и лицензирования. Это включает установку аппарата в специальном помещении, введение в действие системы планирования лечения и обучение персонала.
«Приобретая новые аппараты для лучевой терапии, мы надеемся, помимо прочего, сократить время ожидания, по возможности уменьшить срок лечения и, следовательно, увеличить пропускную способность больницы. Разумеется, при этом необходимо надлежащее укомплектование кадрами», — говорит г-н Трауэрнихт.
При этом он добавляет, что усовершенствования в лучевой терапии сами по себе единственным аспектом радиационной безопасности не являются.
«Ключевое значение для обеспечения безопасности на институциональном уровне имеет эффективный национальный регулирующий орган. У нас в Южной Африке есть национальные общества специалистов в области медицинской физики, радиографии, онкологии, радиологии и ядерной медицины; все они играют очень важную роль в обеспечении безопасности. Они пытаются еще больше повысить осведомленность о регулирующих положениях по всей стране».
Южная Африка продолжает совершенствовать свою регулирующую основу для обеспечения строгого соблюдения норм безопасности МАГАТЭ. Согласно действующим регулирующим положениям, лучевая терапия должна предусматривать участие медицинских физиков, при этом необходимо разрабатывать и осуществлять программы обеспечения безопасности. Одновременно с этим набирают темп региональные мероприятия, в частности организуемые в рамках таких инициатив, как кампания AFROSAFE по повышению уровня образования в сфере радиационной защиты, и в рамках усилий Федерации африканских организаций медицинской физики, направленных на аккредитацию учебных программ в области медицинской физики.