Два года назад в Обнинске открылась клиника ветеринарной онкологии и радиотерапии. Основные пациенты — кошки и собаки, но недавно курс лечения прошел редкий зверь — даман. Обитателя Московского зоопарка лечили от лимфомы.
По данным Европейского общества ветеринарной онкологии, каждая четвертая собака и каждая шестая кошка в мире болеют раком. Риск появления онкологии увеличивается с возрастом, чаще всего пациенты онкологических ветеринарных клиник — домашние животные старше 10 лет. В основном лечение традиционное — хирургия или химиотерапия. Лучевую терапию как технически сложный и дорогой метод применяют значительно реже. В России только два учреждения занимаются ветеринарной радиотерапией: клиника при МРНЦ им. Цыба и центр «Прайд» в Санкт-Петербурге.
У клиники ветеринарной онкологии МРНЦ два филиала: в Москве, где проводится первичный прием и диагностика, и в Обнинске, где проводится лечение. Отделение в Обнинске оснащено современным оборудованием. В распоряжении врачей ускоритель электронов Novac‑11, гамма-терапевтический аппарат «Агат-С» для облучения опухолей внутренних органов, недавно введен в эксплуатацию генератор нейтронов для лечения самых сложных, слабо реагирующих на другие методы лечения онкологических заболеваний, например тяжелых случаев плоскоклеточного рака. В течение года в клинике планируют установить новый аппарат для высокоточного облучения зоны грудной и брюшной полости — там опухоли находятся рядом с жизненно важными органами: сердцем, легкими, печенью, кишечником. Установку в ветеринарную клинику привезут из клинического подразделения МРНЦ им. Цыба — раньше с ее помощью лечили людей, теперь будут домашних питомцев.
За неделю в обнинском филиале проводят 30–40 сеансов радиотерапии. Чаще всего кошкам и собакам, но вообще пациенты самые разные: хорьки, лисы, морские свинки. В сентябре курс проходил редкий зверь из Международной Красной книги — даман Брюса. Его лечили от лимфомы — злокачественной опухоли клеток, которые участвуют в кроветворении и формировании иммунитета. У дамана все хорошо, он вернулся в Московский зоопарк и готовится ко второму курсу лечения: восстанавливается и набирает вес.
Теоретически лучевая терапия применима почти к любому животному: облучали птиц, рептилий, крупных млекопитающих. Например, в 2019 году в Южной Африке курс прошел 260-килограммовый лев с раком кожи. Но врачи отмечают, что чем больше животное отличается от человека, тем меньше известно о его болезнях и эффективности лечения.
«Однажды ко мне привезли французскую бульдожку Дусю. Я очень люблю французских бульдогов и хорошо запомнил эту пациентку, — рассказывает Максим Родионов, ветеринарный врач-радиолог. — Мы проводили лучевую терапию опухоли мозга. Лечить рак мозга у животных сложно: хирургическое вмешательство очень травматично, можно повредить здоровые ткани. Химиотерапию здесь вообще не применяют. Остается только облучение. Часто это единственный шанс. Мы смогли помочь Дусе, она прожила довольно долго для пациента с таким диагнозом — около двух лет».
Вылечить животных удается не всегда: в некоторых случаях успех — это уменьшение опухоли, облегчение боли или, как в истории Дуси, продление жизни.
Лучевая терапия показана не только при раке. У шотландских вислоухих кошек иногда проявляется генетический дефект и развивается остеохондродисплазия: хрящи деформируются, и животное перестает ходить. Вылечить мутацию невозможно, но в качестве поддерживающей меры используют низкодозовое облучение. Механизмы терапии остеохондродисплазии и онкологии разные: в первом случае радиация оказывает обезболивающий и противовоспалительный эффект, а во втором — нарушает ДНК клеток, препятствует их делению.
Для обследования животных отправляют на рентген, УЗИ, КТ и МРТ — все как у людей. Но особенности есть. Например, пациент ветеринара не может сказать, где и как у него болит. Или если человека достаточно попросить не двигаться, то в случае с животными приходится применять наркоз, чтобы воздействовать на опухоль прицельно, не задевая здоровые ткани. Поэтому помимо врачей-радиологов в клинике есть анестезиологи.
Именно из-за наркоза сеансы облучения животного проводят реже, чем человека, — два-три раза в неделю: вводить анестетик чаще опасно. Подготовка к процедуре тоже «человеческая» — установка внутривенного катетера, введение препарата, интубация трахеи. Как только животное обездвижено, врач размечает зону облучения. Сеанс длится от нескольких секунд до 20 минут — в зависимости от мощности аппарата и дозы. После животное отправляют в кабинет реабилитации, оно просыпается под наблюдением специалиста. Длительность курса — от четырех до 12 сеансов. Стоимость зависит от сложности заболевания и размера животного. Так, курс лучевой терапии кошки обойдется минимум в 10 тыс. рублей, крупной собаки — от 16 тыс. Отдельно оплачивается прием врача и диагностика.