Компания «АРМЗ Горные машины» начала серийное производство погрузочно-доставочных машин Argo ПДМ 140 Б. В планах — в сотрудничестве с ТВЭЛ и его дочерним предприятием «Катодные материалы» наладить производство литий-ионных батарей, что позволит сделать машину еще более привлекательной для потенциальных покупателей.
Две первые машины работают в ППГХО уже около полугода, их специалисты АРМЗ собрали во Франции. «Мы должны были своими руками сделать погрузчики и испытать, поэтому в 2019 году наши сотрудники отправились на предприятие Aramine, — поясняет исполнительный директор «АРМЗ Горные машины» Игорь Семенов. — Для них подготовили обучающую программу, в течение месяца они прорабатывали все операции по сборке». ПДМ прошли заводские испытания во Франции. Специалисты вернулись на ремонтно-механический завод ППГХО, на площадке которого расположены производственные мощности «АРМЗ Горные машины», и руководили сборкой первых российских экземпляров, обучая рабочих. В марте этого года две Argo ПДМ 140 Б переданы ППГХО.
В конце прошлого года французские партнеры передали «АРМЗ Горные машины» чертежи и трехмерные модели погрузчика. На их основе проектировщики разработали конструкторскую документацию в Единой системе конструкторской документации (ЕСКД).
Весь корпус и исполнительный орган (заднюю полураму, переднюю полураму, стрелу и ковш) производят на ремонтно-механическом заводе. «Это не просто отверточная сборка — мы сами закупаем металл, выполняем сварочные и гибочные работы, покраску, — рассказывает Игорь Семенов. — Потом рама сочленяется, и на нее устанавливают французские комплектующие». Комплектующие — трансмиссии, гидравлика, электроника и системы управления, а также литий-ионные батареи.
Следующий шаг локализации — установка на погрузчики литий-ионных батарей, произведенных в «Росатоме». «Катодные материалы», отраслевой интегратор по системам накопления энергии, обязались в кратчайшие сроки создать аналог литий-ионных батарей с требуемыми характеристиками и предложили АРМЗ сформировать рабочую группу, которая займется техническими и коммерческими вопросами. Добавим, что литий-ионными аккумуляторами уже оснащают электропогрузчики и тележки на Уральском электрохимическом комбинате и Новосибирском заводе химических концентратов.
Локализация производства Argo ПДМ 140 Б дает сразу несколько бонусов. Главный — загрузка мощностей и обеспечение рабочих мест на ремонтно-механическом заводе, где выполняется часть заказов АРМЗ. Если сотрудничество окажется успешным, выгоду получит и «Центротех», на площадках которого будут производить накопители.
Еще одна выгода от локализации — удешевление производства: цена на местные ПДМ для ППГХО на 20 % ниже, чем на французские. Себестоимость упала еще ниже (насколько — в компании не раскрывают): даже при сниженной цене АРМЗ покрывает не только прямые производственные издержки, но и административные расходы, маркетинг, затраты на развитие и т. д. «Наши аккумуляторные ПДМ стоят столько же, сколько импортированные дизельные», — радуется Игорь Семенов.
Кооперация с топливным дивизионом может еще сильнее снизить цену. В структуре себестоимости на долю батареи приходится около трети всех затрат. Интегратор по системам накопления энергии предложил вынести батарею за скобки: вместо классической покупки батареи клиент сможет заключить контракт жизненного цикла. Расходы из капзатрат перейдут в разряд операционных, что может быть важным при обосновании объема инвестиций на приобретение или обновление парка горной техники.
Кроме того, использование литий-ионных аккумуляторов снижает расходы на вентиляцию и охлаждение из-за отсутствия выхлопов. По сравнению с электрическими ПДМ Argo более маневренная и надежная в эксплуатации, так как нет риска повредить электрокабель во время горных работ, снижаются затраты и на сам кабель.
Сопоставимость по цене с дизельными аналогами и перспектива снижения цены — шанс на успех у внешних клиентов. Договоренности с Aramine подразумевают, что «АРМЗ Горные машины» оставляет за собой рынок ЕАЭС. Компания уже ведет переговоры с потенциальными клиентами из Казахстана и Узбекистана, компаниями, работающими на Востоке России. Без дополнительных инвестиций в основные фонды АРМЗ сможет производить до 50 ПДМ в год. Из них потребности ППГХО составляют 10 ПДМ в год при общем парке около 60 машин.
Машина может быть интересна недропользователям, использующим камерно-столбовую или подэтажную систему отработки небольших месторождений (до 300 тыс. т горной массы в год) — например золота, вольфрама, сурьмы. Правда, ПДМ придется сначала доказать свои преимущества перед главным конкурентом — самоходными погрузочными машинами на колесном ходу.
Третья выгода — возможность быть ближе к потребителю. «Анализируя рынок, мы пришли к выводу, что лишь 40 % доходов приходится на сами продажи. Сервис и послепродажное обслуживание приносят оставшиеся 60 %. В среднем в горном машиностроении, по сведениям АРМЗ, каждая машина на горизонте пяти лет только по запчастям приносит столько же денег, сколько еще одна-две машины. Поэтому следующий наш этап после углубления локализации — это региональные сервисные центры», — обозначил перспективу Игорь Семенов. Эти центры могли бы также проводить капитальные ремонты горно-шахтной техники. Глава «АРМЗ Горные машины» предположил, что удачным расположением для такого центра мог бы стать Хабаровск или Магадан. Еще одна опция — быть дилером других видов горной техники Aramine. Дилерский договор стороны готовы подписать при первом же соглашении с клиентом.
Четвертая выгода — получение статуса «российский производитель» в Минпромторге даст предприятию промышленную субсидию в размере утилизационного сбора.
Сегодня «АРМЗ Горные машины» и Aramine прорабатывают возможности локализовать и более мощные ПДМ с грузоподъемностью ковша 3 т. По оценкам Игоря Семенова, они должны пользоваться более активным спросом у сторонних клиентов-недропользователей. Также обсуждается вопрос локализации самосвалов и буровых установок.
По предварительным оценкам, в среднесрочной (три года) перспективе «АРМЗ Горные машины» сможет зарабатывать около 10–15 млн евро в год — это около 20–25 % рынка в сегменте узкозахватной техники на территории ЕАЭС.
Мастер цеха горно-шахтного оборудования ремонтно-механического завода ППГХО Александр Бондарев проводил заводские испытания первой Argo ПДМ 140 Б.
«Сборка хорошая, — говорит он. — Управление удобное, правда, машина слишком резко поворачивает. Думаю, можно приловчиться, привыкнуть. Погрузочная система не отличается от наших, претензий к ней нет. Машина мощная, батареи меняются каждые четыре часа. Кабина комфортная, сиденье удобное, со спины водителя кабина металлом зашита — безопасность обеспечивает».