Магазин свежей рыбы открылся в Заречном Свердловской области. Карпов, осетров, стерлядей, форелей и сомов по утрам вылавливают в пруду-охладителе Белоярской АЭС и везут покупателям. Рыбохозяйство как непрофильный актив два года назад станция передала в управление компании «Белоярская АЭС — Авто». Новые владельцы модернизировали рыбный питомник и расширили его ассортимент, планируют создать сеть рыбных магазинов.
Идея открыть в городе рыбный магазин пришла руководству компании «Белоярская АЭС — Авто» два года назад. Тогда предприятие получило в управление рыбохозяйство станции. В пруду-охладителе Белоярской АЭС карпятник был создан еще в 1980-х годах. Рыба помогает бороться с сине-зелеными водорослями, затрудняющими теплообмен и снижающими экономичность энергоблоков.
«Больше 30 лет карпятник располагался в прудах-охладителях электростанции, снабжал карпами всех сотрудников. Столовые предприятия продавали живую рыбу на вес всем желающим. Люди специально ездили за ней из Заречного, — рассказывает заместитель директора по общим вопросам компании «Белоярская АЭС — Авто» Александр Бутаков. — Со временем рыбное хозяйство стало для станции обузой. Непрофильный актив передали нам, поставив одно условие — перевести его на современные рельсы».
Компания «Белоярская АЭС — Авто» в свободном плавании с 2009 года. Она реализует около 20 бизнес-проектов по различным направлениям, начиная от транспортных перевозок и заканчивая обслуживанием энергоблоков атомных электростанций. Предложение освоить новый сегмент пришлось по душе гендиректору Сергею Кривошеину, заядлому рыбаку.
Первым делом новый владелец модернизировал рыбохозяйство. Изначально в пруду было три линии понтонов, состоящие из пяти секций. В ряду по 16 садков размером 3 на 4 м. Две линии были рабочие, а третья нуждалась в ремонте. «Белоярская АЭС — Авто» добавила еще две линии. Старые понтоны отреставрировала, заменила сетки, почистила мальковые пруды.
«Рыбный бизнес раскрасил мою картину мира, — рассказывает Сергей Кривошеин. — Каждый день узнаешь что-то новое. Помню, как поразился, насколько по-разному рыба кормится. Карп берет корм сверху, мы ему, как поросенку, накладываем в кормушку — он, когда ест, чавкает и хрюкает. А форель на лету еду ловит, баламутит воду, хвостом бьет, шум стоит. Осетр только со дна ест и, если течение сильное, голодным останется, потому что корм унесет за пределы садка. Мы придумали хитрость: положили кормушку на дно, опускаем в воду трубу и по трубе корм подаем. Наши осетры растут хорошо. Никто даже и не думал, что эта рыба будет у нас жить прямо в открытой воде, в то время как коллеги выращивают ее в условно замкнутых водоемах, оборудованных в закрытых помещениях».
За тем, что у старожилов из отряда карпообразных появились соседи — осетр, стерлядь, вислонос, форель и сомы, стоит большая работа. Рыбный участок находится на теплом сбросе третьего энергоблока АЭС, температура воды здесь круглый год выше, чем в любом уральском водоеме. Так, в середине лета на поверхности она прогревается до 27 °С, а на глубине — до 17 °С. Для карпа лучше не придумаешь, а вот новоселов пришлось расселять по разным участкам.
«Клариевый сом живет только в теплой воде. Если температура ниже 15 °С, он не выживает. Форель, наоборот, гибнет при температуре выше 21 °С. Мы выставили садковые линии так, чтобы сомы жили в тепле на мелководье, а осетровые и форель — на дне, там, где самая холодная вода, — поясняет Александр Бутаков. — Форель до недавнего времени была сезонным предложением. Мы покупали мальков осенью, к началу лета подращивали их до 500–800 г и продавали. Теперь пытаемся выйти на круглогодичный формат. В прошлом сезоне закупили 10 тыс. мальков, планируем вырастить из них больше 6 т рыбы. Тогда же взяли 1 тыс. мальков осетра, они весили по 20 г, сейчас самые крупные особи весят 2,5 кг. Их продаем, остальных будем растить дальше. Параллельно пытаемся вывести из икры карася и цветного японского карпа. У нас есть четыре специальных пруда для этих целей».
Расширение ассортимента продукции и привело руководство «Белоярской АЭС — Авто» к мысли выйти за рамки торговли в столовой АЭС и открыть магазин в Заречном. Над реализацией проекта работала заместитель гендиректора по общественному питанию компании Оксана Бачуринская. Пригодился опыт предприятия по организации питания в столовых АЭС: самые востребованные позиции в меню Оксана Бачуринская включила в ассортимент магазина в виде полуфабрикатов. А линейку охлажденной рыбы составила с нуля совместно с технологами.
«Посмотрели, какие рыбные продукты предлагают наши торговые сети, поняли, что мы с ними никак не пересекаемся, потому что у них заморозка из импортной семги и форели, — вспоминает Оксана Бачуринская. — Порадовались, что ниша свободна, и принялись за дело. Вместе с заведующим производством изучили несколько сборников рецептов и сформировали пакет предложений. А теперь смотрим, как что продается, и постоянно расширяем перечень. Так, недавно начали предлагать рыбу для запекания, карпа или толстолобика. Очищенная, выпотрошенная, начиненная итальянскими травами и лимоном или же гречей — на еврейский или чешский манер. Ее нужно просто поместить в духовку и запекать по инструкции. Испортить невозможно. Также мы делаем слабосоленую форель и стерлядь, острую закуску хе из форели. Наша цель — создать стопроцентно востребованный ассортимент».
Рыбное направление Сергей Кривошеин считает востребованным в первую очередь потому, что в Свердловской области рыба в основном завозная, хозяйства выращивают меньше 1,5 % от потребности населения. Спрос на местную продукцию будет всегда, уверен гендиректор «Белоярской АЭС — Авто».
В год рыбохозяйство производит 45 т товарной рыбы. До открытия магазина 10 % продавали местным жителям через торговую точку на АЭС, а 90 % покупали фермеры для зарыбления водоемов и оптовики, которые реализовывали продукцию на рынках Свердловской и Челябинской областей. Директор «Белоярской АЭС — Авто» считает, что в городе должно оставаться больше местной рыбы.
«Хотелось бы освоить рынок за пределами города, выйти на район, на область, — рассуждает Сергей Кривошеин. — Я мечтаю о создании сети магазинов. Но это перспектива нескольких лет. Хочу оборудовать условно замкнутый водоем для выращивания мальков осетра, стерляди и форели. Может, и до производства черной икры дойдем. Пока, безусловно, не ждем от рыбоводства сумасшедшей прибыли, рассчитываем, что бизнес станет рентабельным через три-четыре года. Рыба — это долгосрочные инвестиции. Самые выгодные сорта — это сом и форель, они вырастают до товарного вида, то есть до 500–800 г, буквально за полгода. А тот же карп доходит до кондиции два-три года. Но цифры хорошие: в 2018 году мы продали рыбы на 470 тыс. рублей, в 2019-м — уже на 3,5 млн, в этом планируем перешагнуть порог в 8 млн. Доля рыбоводства в выручке предприятия в 2019 году составляла порядка 0,26 %, а сейчас только по состоянию на май свыше 1 % выходит».
По дороге к большой цели на предприятии решают много важных задач: в конце лета планируется ввод в эксплуатацию коптильного цеха, в котором наладят производство продукции горячего и холодного копчения, купили аппараты для очистки рыбы от чешуи и потрохов. В перспективе — открытие еще одного рыбного магазина.