Всемирная ядерная ассоциация (WNA) выпустила новый программный технический документexternal link, opens in a new tab под названием «Неизменная ценность активов ядерной энергетики».
Все больше правительств должны внедрять политику поддержки долгосрочной эксплуатации (long-term operation, LTO) атомных станций, чтобы максимизировать экологические, человеческие и экономические выгоды, которые они приносят, заключено в официальном документе, выпущенном Целевой группой по долгосрочной эксплуатации WNA.
Генеральный директор WNA Агнета Ризинг сказала:
«Обеспечение того, чтобы сегодняшние атомные станции достигали своего долгосрочного периода эксплуатации, является неотложной политической задачей. Если правительства серьезно относятся к изменению климата и энергетической устойчивости, то они не должны позволять таким предприятиям как АЭС досрочно выходить на пенсию».
В документе содержится следующий призыв к правительствам:
- Инвестируйте в базовое образование и академические учреждения высшего уровня, а также в программы обучения, чтобы обеспечить наличие в странах квалифицированной рабочей силы.
- Разработайте соответствующую промышленную стратегию, чтобы цепочки ядерных поставок технологий и услуг и их производители “были на месте”.
- Реформируйте рынки так, чтобы они ценили неэнергетические преимущества атомной энергии наряду с другими технологиями генерации экологически чистой энергии.
- Убедитесь, что в тех странах, где участие общественности в продлении эксплуатации АЭС является обязательным, процесс прозрачен и что заинтересованным сторонам предоставляется основанная на фактах информация не только о рисках для безопасности и окружающей среды, но и о социально-экономических выгодах.
Долгосрочная эксплуатация атомных электростанций является на большинстве энергетических рынков наиболее дешевым вариантом энергогенерации на основе выровненных затрат на электроэнергию (LCOE) и, как ожидается, останется такой в течение десятилетий, говорит WNA.
Для большинства технологий реакторов не существует фиксированного технического ограничения на срок службы. Продление эксплуатации атомных станций было успешно и многократно продемонстрировано во всем мире и в настоящее время является стандартной практикой для АЭС с запланированным сроком эксплуатации от 60 до 80 лет.
В документе отмечается, что большая часть мировых АЭС технически способны к продлению эксплуатации. Там, где в последние годы приходилось закрывать атомные электростанции, это обычно было связано с политическими факторами или экономическим провалом рынка, но не из-за технических ограничений реакторов. Еще одним преимуществом продления эксплуатации является то, что оно “служит мостом” для строительства новых АЭС, сохраняя основные компетенции в отрасли, высококвалифицированные рабочие места и поддерживая местные сообщества.
«Тенденция закрытия реакторов по политическим и рыночным причинам должна срочно прекратиться, если страны серьезно настроены на декарбонизацию своих энергетических систем и сохранение многих других выгод, предоставляемых этими АЭС, - заключается в документе, - «Хотя продление эксплуатации АЭС является неотложным глобальным приоритетом, оно не должно помешать странам также продолжать строительство новых реакторов. Действующие энергоблоки в конечном итоге должны будут быть заменены, и продление эксплуатации может служить мостом к новому ядерному строительству, обеспечивая сохранение ключевых компетенций. Продление эксплуатации АЭС и новые программы строительства должны осуществляться параллельно, чтобы помочь в достижении целей по сокращению выбросов углекислого газа».
В документе подчеркивается, что срочно необходимы действия со стороны промышленности, правительства и регулирующих органов для максимизации мощности существующих атомных станций. Компании-операторы АЭС, в свою очередь, должны:
- Внедрить программу управления жизненным циклом и конструкционными изменениями на ранней стадии
- Провести оценку политических, экономических, социальных, технологических, правовых и экологических угроз и возможностей до лицензирования и модернизации
- Принять меры для изменения рабочей культуры, чтобы сосредоточить внимание на проектах модернизации и обеспечить наличие необходимого человеческого потенциала и ресурсов, как внутренних, так и внешних.
Операторы и поставщики должны также обеспечить, чтобы производимые компоненты оставались доступными в течение всего срока эксплуатации атомной станции. Кроме того, коды и стандарты должны быть согласованы на международном уровне для расширения мировой цепочки ядерных поставок, и следует предпринять усилия для повышения «преданности коммерческому качеству» (в соответствии с чем изделия коммерческого класса будут пригодны для использования в ядерном секторе). Новые инновационные технологии – такие как цифровизация, аддитивное производство, робототехника, искусственный интеллект, автоматизация и усовершенствованные ядерные топлива – также будут играть ключевую роль.
WNA говорит, что для политиков недостаточно просто законодательно разрешить продление эксплуатации АЭС – они должны продолжать активно поддерживать ядерную промышленность своей страны и обеспечивать непрерывность государственной политики в отношении продления эксплуатации ядерных энергоустановок.
«Государства должны инвестировать в необходимую инфраструктуру – предоставлять ресурсы для образования и обучения, реализовывать промышленную стратегию и реорганизовывать энергетические рынки, чтобы признать преимущества, которые приносит атомная энергетика. С помощью правительств существующие атомные станции будут играть более важную роль в сокращении выбросов, снижении счетов за электроэнергию и поддержке стабильности энергопоставок, чем предполагалось ранее», - сказано в официальном документа WNA.