1 октября представители Госкорпорации «Росатом» приняли участие в Международном онлайн-форуме «Логистические сети - транспортные коридоры – инфраструктура». Они обсудили с экспертным сообществом Германии вопросы развития Северного морского пути (СМП) и российские экологические инициативы в Арктике.
Представитель Дирекции Северного морского пути Госкорпорации «Росатом» Михаил Белкин рассказал участникам форума о планах по развитию СМП как международной транспортной системы:
«В соответствии с Планом развития Севморпути на период до 2035 года, утвержденным Правительством РФ в декабре 2019 года, выделяется три основных этапа, которые позволяют создать конкурентный международный и национальный транспортный коридор. Он обеспечит безопасную навигацию и будет соответствовать потребностям наших партнеров».
Генеральный директор компании «Русатом Карго» Александр Неклюдов представил актуальный статус реализации проекта «Северный морской транзитный коридор» (СМТК), направленного на создание логистического сервиса по доставке контейнерных грузов через СМП на маршруте Северная Европа - Восточная Азия. Особое внимание было уделено вопросам устойчивого развития при реализации проекта.
«Развитие международного логистического пути требует международной интеграции. Мы нацелены на соответствие проекта целям глобального устойчивого развития ООН: индустриализации, ответственного потребления, сохранения морских и береговых экосистем», - отметил он.
Российские и зарубежные участники форума отметили, что есть вызовы, с которыми сталкиваются как немецкие, так и российские компании. Это, в первую очередь, обеспечение экологической безопасности. Было отмечено, что в этом направлении наши страны прилагают всесторонние меры по охране окружающей среды.
«Арктика – это уникальная природный регион, играющий ключевую роль в регулировании океанских течений и глобальной климатической системы. Госкорпорация «Росатом» реализует проекты по обеспечению экологической безопасности транспортирования и перевалки грузов, судоходства, ликвидация объектов накопленного вреда окружающей среде, очистке акваторий и созданию в Арктической зоне инфраструктуры по обращению с отходами»,
- сказала директор по развитию АО «Русатом Гринвэй» (компания-интегратор экологических проектов Росатома) Екатерина Демичева.
На сегодняшний день изменение климата и глобальное потепление делают Северный морской путь более привлекательным для иностранных инвесторов и деловых партнеров. Но глобальное потепление может спровоцировать вместе с таянием ледников и экологические проблемы, к решению которых должно подключаться мировое сообщество.
«Сегодня маршрут из Северной Европы в Восточную Азию по Южному морскому пути составляет более 20 тыс. километров. Маршрут через СМП значительно короче – около 14 тыс. километров, поэтому возможность осуществления перевозок на данном направлении интересна и для Германии в целом, и для Гамбурга в частности. Уже сегодня важно учитывать экологическую составляющую при развитии северных территорий. Одна Россия с проблемой глобального потепления справиться не сможет, нужно бороться с этим вызовом всем миром»,
- подчеркнул председатель Правления Port of Hamburg Marketing e.V. Инго Эглофф.
Председатель Национальной ассоциации логистов Германии (BVL) в России Мирко Новак рассказал о значимом для российско-немецкого сотрудничества инфраструктурном проекте в Астраханской области, который окажет значительное влияние на развитие логистической отрасли в регионе, а также на развитие смежных отраслей (производство, хранение и др.).
Стороны отметили необходимость и важность регулярных коммуникаций и информационного обмена для российско-германского сотрудничества и выразили надежды на скорейшее снятие ограничений, вызванных пандемией COVID-19.
В 2018 году Правительство Российской Федерации наделило Госкорпорацию «Росатом» полномочиями инфраструктурного оператора Северного морского пути. В декабре 2019 года Правительством РФ был утвержден План развития инфраструктуры СМП до 2035 года, разработанный Росатомом.
Проект «Северный морской транзитный коридор» (СМТК) был инициирован в Госкорпорации «Росатом» в 2019 году и предполагает создание комплексной транспортно-логистической системы для осуществления международных транзитных морских грузоперевозок на маршруте Азия – Европа, а также строительство коммерческого флота и двух транспортно-логистических узлов.