Машиностроительный дивизион Росатома (АО «Атомэнергомаш») принял участие в Международном форуме «Арктика: настоящее и будущее», организованном в Санкт-Петербурге 11 и 12 декабря 2020 года Межрегиональной общественной организацией «Ассоциация полярников», при поддержке и участии Совета Федерации и Государственной Думы РФ, Государственной комиссии по развитию Арктики, Министерства экономического развития РФ и других профильных ведомств. Данное мероприятие является ключевой общественной площадкой, посвященной вопросам арктической повестки, и мощным инструментом коммуникации и обмена опытом по вопросам развития Арктического региона.
На форуме компания представила перспективные разработки в области плавучей энергогенерации. В частности, в рамках секции «Развитие энергетического комплекса Арктики: на пути к самообеспечению» директор по судостроению и ОПЭБ АО «Атомэнергомаш» Владимир Аптекарев рассказал о ходе реализации проекта оптимизированного плавучего энергоблока (ОПЭБ), предназначенного для энергоснабжения удаленных и изолированных потребителей. Проект является развитием идеи плавучих атомных станций малой мощности, впервые воплощенной Росатомом в плавучем энергоблоке «Академик Ломоносов» (ПАТЭС), который в данный момент осуществляет выдачу электрической и тепловой энергии в сети города Певек Чукотского автономного округа.
Среди достоинств оптимизированных плавучих энергоблоков Владимир Аптекарев назвал их мобильность, высокую мощность (100 МВт), срок эксплуатации до 60 лет, более прогнозируемую по сравнению с генерацией на базе других источников энергии стоимость электроэнергии на всем протяжении жизненного цикла, «нулевой» углеродный след и, как минимум, 80%-ную локализацию в Российской Федерации при производстве данных энергоблоков.
Комментируя участие компании в форуме, генеральный директор АО «Атомэнергомаш» Андрей Никипелов отметил:
«В атомной энергетике каждый проект уникален, и плавэнергоблок «Академик Ломоносов» здесь не исключение. Для тиражирования этого опыта и расширения возможностей его применения нами и был запущен проект создания оптимизированной версии подобных энергоблоков, себестоимость и сроки строительства которых по сравнению с ПАТЭС значительно снижены, а мощность - увеличена. И 2020 год стал для нас важной вехой в его реализации: в этом году нами была завершена разработка и утвержден эскизный проект такого блока. Уже на этом этапе мы получили подтверждение, что экономические показатели обеспечивают ему конкурентоспособность в плане тарифов на электроэнергию как в России, так и на зарубежных рынках. Сейчас мы переходим к следующей фазе – реализации полноценного технического проекта – и активно взаимодействуем с потенциальными заказчиками для более детальной проработки их потребностей. Например, для проекта энергоснабжения Баимской рудной зоны с учетом сжатых сроков его реализации мы предлагаем модернизированную версию плавучего энергоблока «Академик Ломоносов».
Со своей стороны, директор по судостроению и ОПЭБ АО «Атомэнергомаш» Владимир Аптекарев подчеркнул, что
«плавучие энергоблоки – это логическое продолжение работы компании на рынке судостроения. Разработанные «ОКБМ Африкантов» реакторные установки РИТМ-200 для ледокольного флота недаром называют «сердцем «Арктики» - самого мощного на сегодня ледокола в мире. Оптимизированные плавучие энергоблоки также созданы на базе этих реакторов, что обеспечивает им уникальные технические характеристики. Я бы расширил эпитет «сердце «Арктики»: потенциал использования РИТМов столь широк, что их можно назвать «сердцем» всего арктического региона. Данная технология способна не только обеспечить бесперебойную работу Севморпути, но и – с учетом возможностей плавучих энергоблоков - облегчить реализацию масштабных инфраструктурных - промышленных и социальных - задач в Арктике».
Полученный опыт разработки и изготовления реакторных установок РИТМ-200 также позволил АО «Атомэнергомаш» стать комплектным поставщиком оборудования для ледоколов проекта «Лидер», для которого машиностроительный дивизион поставит весь силовой остров, включая новую реакторную установку РИТМ-400.
Судостроение является одним из самых динамичных бизнес-направлений Атомэнергомаша. Сегодня АЭМ может производить не только реакторные установки, но и прочее оборудование для судостроительной отрасли, включая широкую линейку общесудовой арматуры, котельное, емкостное, теплообменное и фильтровальное оборудование, элементы паротурбинных установок и ряд вспомогательных систем. Предприятия дивизиона располагают оборудованием и компетенциями для выполнения всех технологических операций, начиная от литейного и заготовительного производства и заканчивая испытаниями и упаковкой готовой продукции.