XIII международный форум «Арктика: настоящее и будущее» прошел в Санкт-Петербурге в КВЦ «Экспофорум» с 7 по 8 декабря 2023 года. В течение двух дней в ходе 50 сессий по 11 тематическим направлениям более 500 спикеров из числа представителей органов власти, бизнеса, деловых кругов, науки и некоммерческих организаций вырабатывали решения по развитию одного из самых значимых макрорегионов страны.
Общее число участников мероприятия превысило 2 тыс. человек из различных регионов России и зарубежных стран.
Ключевым событием форума стало пленарное заседание «Не Крайний Север: как меняются подходы к развитию и что такое Арктика для России сегодня». Представители различных федеральных структур говорили о стратегическом значении Арктики для всей России, необходимости актуализации подходов к ее освоению и развитию с учетом текущих реалий.
«Создание в 2020 году системы экономических преференций в Арктической зоне России привело к тому, что к реализации на этой территории уже заявлены 766 инвестпроектов. Объем инвестиций составит 1,75 трлн рублей, будет создано порядка 40 тыс. рабочих мест. На данный момент по объему инвестиций первое место занимает горнорудная промышленность: реализуется 44 проекта на сумму 862 млрд рублей. Если говорить про отраслевую структуру, то среди 766 резидентов лидирует сфера услуг (197 проектов), строительная отрасль и девелопмент (143 проекта), туризм (127 проектов)», — рассказал первый заместитель министра России по развитию Дальнего Востока и Арктики Гаджимагомед Гусейнов.
На площадке форума состоялась специальная двухдневная конференция «Северный морской путь — 365?». В ходе дискуссии спикеры обсудили перспективы развития важнейшей транспортной артерии Арктики и условия, необходимые для запуска круглогодичной навигации. В круг поднятых вопросов вошли развитие инфраструктуры и связи, повышение предсказуемости навигации за счет системы мониторинга ледовой обстановки и обеспечение арктических проектов необходимым количеством судов ледового класса.
«Более 36 млн тонн грузов будет перевезено в 2023 году по Северному морскому пути, что является абсолютным рекордом в истории перевозок по СМП. Госкорпорация «Росатом» в сотрудничестве с грузоотправителями прорабатывает обоснование строительства дополнительных четырех атомных ледоколов для работы на Севморпути», — заявил спецпредставитель Росатома по вопросам развития Арктики Владимир Панов.
Три сессии форума были посвящены новому вектору международного сотрудничества. В обсуждении приняли участие представители научного сообщества и общественных организаций из Норвегии, США, КНР, Индии, Австралии и других стран.
«Мы видим растущий интерес к Арктике и сотрудничеству в регионе со странами-членами БРИКС, ШОС, Латинской Америки, Ближневосточного региона, а также стран Азиатско-Тихоокеанского региона», — подчеркнул посол по особым поручениям МИД России Николай Корчунов.
Деловую программу форума дополнила выставка, на которой были представлены реализуемые в Заполярье проекты, передовые технологии и решения для освоения Арктики. За два дня на площадке было подписано 10 соглашений о сотрудничестве.