Экспозиционно-информационный центр (музей) Горно-химического комбината (предприятие Госкорпорации «Росатом», дивизион ЗСЖЦ) стал призёром сразу в двух номинациях III Всероссийского конкурса «Корпоративный музей».
В 2021 году конкурс объединил 62 корпоративных музеев из 37 городов России, 123 конкурсных проекта. Около 800 тысяч сотрудников работают в организациях, компаниях и предприятиях, представивших свои корпоративные музеи, по численности – это самое крупное профессиональное сообщество в России в области коммуникаций!
Музей Горно-химического комбината впервые участвовал в этом конкурсе. В двух номинациях из трёх заявленных он прошёл в шорт-лист. Кроме того музей ГХК вошёл в десятку лучших по результатам общественного признания. В конце апреля в Санкт-Петербурге состоялся форум, на котором прошли очные защиты корпоративных музейных проектов в 14 номинациях. Торжественная церемония награждения победителей прошла 27 апреля в Белом зале Санкт-Петербургского Политехнического университета. По результатам защит экспозиционно-информационный центр ГХК занял второе место в номинации «Выставка года» и третье - в номинации «Лучший корпоративный музей». Защиту провели работники управления по связям с общественностью ГХК Кареева Анна, Забелина Оксана и Борисенкова Татьяна.
Эксперт конкурса, директор института художественного образования РГПУ им. А.И. Герцена, доктор культурологии, профессор, директор частного музея Ольга Сапонжа высоко оценила выставочный проект «Возрождение духа», представленный музеем ГХК (проект был реализован в 2017-2020 году и посвящён сохранению памятников храмовой архитектуры в регионе):
- Всеми экспертами был отмечен такой немаловажный факт, как выход за пределы проблематики корпоративного музея. Традиционное мнение, что корпоративный музей занимается историей предприятия. Здесь же совершенно иная ситуация. Корпоративный музей позиционирует себя как музей окружающей общины и реализует проекты, которые направлены не только на изучение корпоративной культуры, но и на формирование окружающей среды. Что тем более важно для закрытого города. Особенно ценно, когда музей ощущает себя не только как музей предприятия, а как центр, который организует жизнь окружающего сообщества и предлагает решения, направленные на расширение горизонтов, на гармонизацию жизни этого самого сообщества.
Многие эксперты и участники форума отмечали, что появление в пространстве конкурса корпоративного музея ГХК не только открыло им новую отрасль, но и показало, что в этой отрасли, на атомном комбинате в закрытом сибирском городе ценят и бережно хранят историю предприятия, территории, страны, людей. Слова благодарности в адрес руководства Горно-химического комбината, которое направило на форум команду музейщиков, презентовавших по сути целую отрасль, так как Росатом до сих пор никак не был представлен на этом конкурсе, не раз звучали от жюри и гостей мероприятия. Со своей стороны команда ГХК сделала всё возможное, чтобы в условиях строгих временных ограничений максимально широко представить не только историю, но и достижения, и перспективы атомной отрасли и комбината. Воображение присутствующих было поражено рассказом о современных атомных технологиях, необычном подгорном расположении реакторов ГХК и работе по обеспечению безопасности. Отмечалась высокая гуманитарная составляющая атомного производства.
- Мы осознавали ответственность, которая была на нас возложена. Ведь по большому счёту мы представляли на конкурсе корпоративных музеев не только Горно-химический комбинат, но весь Росатом. Очень рассчитывали на победу, хотя понимали, что биться за неё нам предстоит с весьма зрелыми и крайне достойными музеями газовой, нефтяной, авиационной промышленности. Не очень понимали, что именно ценится в корпоративной музейной среде, так как сами не являемся музейщиками по профессии, и не участвуем в музейных движениях. Но у нас всё получилось! Кроме того, мы привезли огромный опыт, понимание, куда и как можно развиваться дальше, - подвела итоги эксперт УСО Анна Кареева.