Специалисты починили F.O.R.T. сами с помощью паяльника и нескольких датчиков, которые обошлись всего в 1,2 тыс. рублей. Простаивавший 10 месяцев токарно-фрезерный станок вернулся в строй.
Станок F. O.R.T. размером с кабину самосвала на приборно-механическом заводе «Маяка» называют уникальным. На управляемом с помощью ЧПУ аппарате можно выполнять токарные и фрезерные работы любой сложности. Например, вытачивать лопасти для турбин, что у станочников считается высшим пилотажем. Однако именно сложность конструкции и подвела: какой-то из элементов вышел из строя, и станок встал.
За ремонт подрядчики просили порядка 9 млн рублей. Пока предприятие искало средства, станок простоял нерабочим 10 месяцев. В итоге его вернули к жизни сами маяковцы — с помощью паяльника и трех датчиков по 400 рублей. Как починить станок, придумал инженер-электроник Иван Золотарев. Подобные станки он помогал настраивать для чемпионатов AtomSkills и WorldSkills.
«С таким оборудованием работают участники «станочных» компетенций, — говорит Иван Золотарев. — Особенность этого станка в том, что в нем есть осевой стол — крутящийся элемент. Датчики, которые отвечают за перемещение стола по одной из осей, одноразовые, то есть считаются неремонтопригодными, и из-за одного датчика нужно менять весь блок. Блок стоит примерно 5,5 млн рублей плюс работа по замене — 3,5 млн. И тут уже разгорелся какой-то спортивный интерес: «А сможем ли сами?»
К делу подключились наладчики, слесари-механосборщики, слесари-монтажники и мехатроники — тоже участники чемпионатов WorldSkills.
«Блок с датчиками решили просверлить, чтобы проверить, что именно вышло из строя. Работа ювелирная: нужно было не повредить обмотку, иначе бы все только усугубили, — продолжает Иван Золотарев. — Датчики, которые вышли из строя, оказались копеечными. Чтобы не затягивать процесс, их купил на свои деньги мехатроник Салават Юсупов. Заменили, аккуратно запаяли отверстие от сверла, собрали — а стол не крутится. Из-за долгого простоя у станка сбились настройки, поплыли все калибровки. Но мы все настроили, это уже было не так сложно».