16 июня 2021

Чепецкий механический завод занял высшую строчку в рейтинге "Лидеров ПСР"

Страна Росатом

Чепецкий механический завод занял первую строчку в ежегодном рейтинге предприятий — ​лидеров Производственной системы «Росатом». Он набрал 85 баллов — ​максимальный результат среди предприятий госкорпорации. Их оценивали по трем параметрам: выполнение бизнес-целей, качество развития ПСР-образцов и охват производства эксклюзивными бережливыми практиками.

Высокую оценку отраслевой комиссии получил ПСР-образец завода по совершенствованию производства продукции из титановых сплавов. Специалисты ЧМЗ оптимизировали производственный поток — ​от металлургического передела до выпуска заготовок под трубный прокат: ускорили работу, улучшили качество продукции и уменьшили нагрузку на персонал.

На участке металлургического передела выпускают готовую продукцию и сырье для участка трубного проката. Раньше здесь были проблемы с выполнением плана. Например, прессовой участок выдавал в 1,5 раза меньше заготовок, чем нужно. Для решения проблемы была создана команда улучшений. В нее вошли технологи, производственники, специалисты отдела качества и сотрудники, владеющие методологией бережливого производства. Провели картирование процессов, определили узкие места. Оказалось, что некоторые операции были слишком трудоемкими и их надо было упростить. Узкие места устранили с помощью приспособлений малой механизации. Например, раньше бочку с алюминиевой крупкой рабочие переворачивали вручную, теперь это делает специальный кантователь. Благодаря каракури персонал перестал носить тяжести и тратить время на переходы между участками производственной линии. Теперь участок прессования работает с запасом по мощности, и план выполняется. Время протекания производственных процессов по ряду титановых продуктов сократилось от 15 до 34 %.

ПСР-образец «Планирование и контроль циркониевого производства» ЧМЗ создавал, применяя цифровые технологии. Теперь производственным планированием занимается информационная система, ее главные преимущества — ​скорость, гибкость, быстрое реагирование на изменение параметров заказа. Система управляет загрузкой оборудования, отслеживает процесс отгрузки готовой продукции, предоставляет производственную аналитику. Ее алгоритмы специалисты предприятия создали в 2019 году, а в 2020-м на их основе сделали цифровую систему, которая теперь выполняет большую часть производственных операций вместо человека. Цех циркониевого производства стал экспериментальной площадкой, он целиком перешел на умную систему планирования производства. Сейчас проект тиражируется и в других цехах завода. Например, раньше о неисправности ключевого оборудования руководителей оповещал диспетчер, теперь же MES-система (от англ. manufacturing execution system, система управления производством) сообщает им о неполадках по SMS. Эту функцию отраслевые эксперты выделили как одну из лучших бережливых практик предприятия.

Инструментами ПСР завод делится с городом. В 2020 году ПСР-специалисты ЧМЗ создали офис по бережливым проектам для муниципалитета, образовательных, культурных и спортивных учреждений Глазова. В гимназии № 8 атомщики с помощью методик ПСР и инструментов бережливого производства помогли развести потоки учеников в коридорах и столовой — ​там скапливалось слишком много детей. Проанализировали движение учащихся от входа в школу до классов и выяснили: столпотворение на перемене происходит из-за того, что в трехэтажном здании гимназии есть только одно расписание уроков, и находится оно на первом этаже. После того как занятия начальной, средней и старшей школы развели по времени, развесили расписание на всех этажах, а в классах на мониторах появилась электронная версия, коридоры практически ­опустели.

В столовой поменяли расположение столов, тем самым увеличив пропускную способность во время завтраков и обедов. Для классов составили расписание приема пищи, и очереди в столовой исчезли.

Благодаря ЧМЗ в городе появился «бережливый» загс. Это единственный подобный проект в Удмуртии. Представители учреждения сами обратились на завод. От посетителей поступало много жалоб на долгое обслуживание, 60 % были недовольны качеством услуг. Смущал работников загса и такой деликатный момент: в одной очереди сидели и будущие молодожены, и те, кто пришел разводиться, а также новоявленные родители и люди, регистрирующие смерть близких. Атомщики предложили решение: провести зонирование, чтобы появились отдельные комфортные места ожидания. Пока человек ждет своей очереди, с ним работает администратор — ​собирает документы и делает их ксерокопии, а в кабинет к специалисту клиент приходит уже с готовым пакетом. В итоге время пребывания в загсе сократилось в 2,5 раза.