Более шести тысяч обращений от жителей было обработано муниципалитетами городов через платформу «Умный город» Госкорпорации «Росатом» за первую половину 2021 года. Примерно пять тысяч или больше 80% процентов заявленных жителями проблем было решено, остальные остаются в работе в связи с необходимостью дополнительного финансирования, проведения конкурсных процедур на выполнение работ или по другим причинам.
По статистике, половина проблем, указанных горожанами, решалась от 1 до 10 дней, еще 30% – в течение месяца, остальные – более месяца. Наиболее востребованные темы заявок жителей – неубранный снег или мусор (около 20%), проблемы ЖКХ (25%), вопросы благоустройства (20%), ямы на дорогах или тротуарах (15%). Остальные темы, такие как бродячие животные, брошенные автомобили, земляные работы и т. д., составляют около 20%.
«Сервисы «Умного города» – важный инструмент, который позволяет обеспечить оперативную реакцию на запросы людей, вовлечь жителей в развитие городской среды, повысить эффективность управления городом и энергоэффективность таким образом, чтобы горожанам было комфортно жить, работать и отдыхать», – отметила генеральный директор АО «Русатом Инфраструктурные решения» Ксения Сухотина.
Интегрированная цифровая платформа «Умный город», разработанная АО «Русатом Инфраструктурные решения» (входит в Госкорпорацию «Росатом»), представляет собой интернет-портал и мобильное приложение со встроенными модулями по различным направлениям – общедоступные, для жителей, и закрытые, для администраций муниципалитетов.
Целью платформы является создание более комфортных условия для жителей и малого и среднего бизнеса, развитие онлайн-каналов обратной связи и вовлечения горожан в вопросы городского развития. Платформа охватывает все направления рекомендованного набора элементов «умного» города, указанных в методических рекомендациях по подготовке регионального проекта «Умные города» Минстроя России. Это 100% российская разработка, учитывающая требования к информационной безопасности и импортозамещению.
В настоящее время платформа Росатома «Умный город» действует почти в 30 муниципалитетах страны. Среди них как города присутствия корпорации, так и другие малые и средние города. В городах развернут базовый функционал системы «Умный город», позволяющий администрациям отслеживать исполнение задач коммунальными службами, жителям – получать информацию о работе городских служб, образовательных и культурных учреждений, полицейских участков, а депутатам – контролировать качество выполнения работ на своих территориях.
В ряде городов действует расширенный функционал системы. В частности, в Сарове Нижегородской области разработанная платформа «Умный город» действует четвертый год и входит в число лучших практик, рекомендованных ООН-Хабитат – программой Организации объединенных наций по населенным пунктам. Сейчас «Умный Саров» включает в себя более 40 цифровых сервисов, их состав все время обновляется. Жители города могут в режиме «онлайн» отслеживать работу транспорта, оплачивать услуги, покупать билеты в музеи и театры. Также за счет цифровизации процессов существенно повысилась эффективность работы муниципалитета.
В Железноводске Ставропольского края внедрена система отслеживания передвижения общественного транспорта, установлены «умные» остановки и пешеходные переходы. Действует система интеллектуального учета потребления коммунальных ресурсов и накопления твердых бытовых отходов. В детских садах и школах датчики фиксируют потребление воды, тепла, электроэнергии. Благодаря круглосуточному мониторингу удается экономить больше 20% от ранее потребляемого объема ресурсов. Цифровой туристический сервис представлен тремя продуктами: мобильное приложение, портал и городские информационные панели, – объединенными в одну цифровую среду. С их помощью гости города могут познакомиться с местными достопримечательностями, афишей мероприятий, выбрать оптимальный маршрут и спланировать свой отдых.