Система по переработке аккумуляторов электротранспорта должна создаваться уже сейчас. Такое мнение высказали участники круглого стола «Эффективные решения для развития электротранспорта в России», организованного Комиссией по экологии и охране окружающей среды Общественной палаты РФ.
Представители органов государственной власти, научных институтов, общественных организаций и крупнейших автомобильных концернов обсудили перспективные методы стимулирования развития электротранспорта в России, наилучшие доступные технологии и практики, основные векторы модернизации транспортной инфраструктуры и городской среды для создания благоприятных условий к использованию электромобилей, обозначили необходимость переработки аккумуляторов электромобилей для минимизации ущерба окружающей среде и бережного отношения к ограниченным ресурсам.
В рамках выполнения международных обязательств по достижению углеродной нейтральности развитие электротранспорта стало особенно актуальным в российской экологической повестке: в настоящее время Министерство промышленности и торговли Российской Федерации и Министерство экономического развития Российской Федерации при участии автопроизводителей и транспортных предприятий завершают работу над концепцией развития электротранспорта в России до 2030 года. Общий бюджет проекта оценивается приблизительно в 590 млрд. руб., из которых частные инвестиции составят порядка 500 млрд. рублей. По оценкам экспертов, доля электротранспорта на дорогах к 2030 году должна составить не менее 15%.
В соответствии с данной концепцией до 2024 года в пилотных регионах по развитию электротранспорта (Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Севастополь, Сочи, Калининград и Казань) должно появиться 150 000 новых зарядных станций, которые будут приходиться на каждые 100 километров пути, будут запущены электробусы, появится система стимулирования для населения и производителей электромобилей.
«Переход на электротранспорт позволит значительно улучшить экологическую обстановку в крупных городах, таких как Нижний Новгород: помимо снижения уровня загрязнения от автомобильных выхлопов, зарядные станции для электробусов практически не оказывают негативного воздействия на окружающую среду в отличие от традиционных АЗС» — отметила Ольга Белянина, первый заместитель министра экологии и природных ресурсов Нижегородской области.
Участники круглого стола уделили особенное внимание угрозам, которые через несколько лет возникнут из-за образования огромного количества вышедших из строя аккумуляторов от электротранспорта.
«Мы должны идти на опережение и принимать меры для решения этой проблемы, которая скоро станет для нас реальностью — создать систему, все элементы которой будут отвечать самым строгим экологическим нормам, в которой не будет «провала» в жизненном цикле элементов аккумуляторов электротранспорта. Ничто не должно быть выброшено на свалку, загрязняя окружающую среду, всё должно быть переработано в максимальной степени» — подчеркнула Елена Шаройкина, председатель Комиссии по экологии и охране окружающей среды Общественной Палаты РФ.
Дмитрий Сахаров, проректор по экономике и инновациям Российского химико-технологического университета имени Д.И. Менделеева, обратил внимание участников на недопустимость появления на свалках аккумуляторов электротранспорта, которые содержат загрязняющие окружающую среду компоненты (кадмий, кобальт и другие). После окончания срока службы все аккумуляторы должны отправляться на переработку для решения не только экологической, но и экономической задач, так как они являются источниками ограниченных или импортируемых вторичных материальных ресурсов: пластика, цветных металлов, литиевого, никелевого, кобальтового концентратов, которые должны возвращаться в промышленный оборот.
Компании, работающие над повышением энергоэффективности аккумуляторов электротранспорта и снижением их себестоимости за счет повторного использования ресурсов, подтвердили свою заинтересованность в максимальном использовании продуктов рециклинга, которые получаются в процессе переработки литий-ионных аккумуляторов и систем накопления энергии.
«В Европе уже давно и успешно работают предприятия, занимающиеся переработкой аккумуляторов электротранспорта и других химических источников тока и извлечением из них полезных ресурсов в соответствии с принципами экономики замкнутого цикла. Такие предприятия существуют в Германии, Бельгии, Франции, Австрии, Щвейцарии. В Норвегии в районе Осло планируют строить крупнейший завод по переработке аккумуляторов» — отметил Александр Никитин, генеральный директор эколого-правового центра «Беллона».
АО «Русатом Гринвэй» планирует построить экотехнопарк «Центр» по переработке аккумуляторов электротранспорта, железнодорожного транспорта, мобильных устройств и источников бесперебойного питания в Дзержинске.
«Планируется, что завод будет производить алюминий, медь, литиевый концентрат, никель-кобальтовый сплав, никель-железный сплав. Мы выстраиваем работу по проектированию предприятия таким образом, чтобы технологический процесс был нацелен на производство вторичных материальных ресурсов. В частности, на этапе проектирования учитываются требования к продуктам переработки аккумуляторных батарей предприятия ООО «РЭНЕРА», занимающегося производством систем накопления энергии на литий-ионных аккумуляторах для спецтехники, телекоммуникационных систем, источников бесперебойного питания, систем накопления энергии, электротранспорта, железных дорог и других направлений» — подчеркнула Екатерина Демичева, директор по развитию АО «Русатом Гринвэй».
«Экотехнопарк «Центр» в Нижегородской области может стать первым в России проектом по созданию замкнутого цикла производства в сфере электротранспорта и помочь решить комплексную задачу по переходу на электротранспорт и созданию системы рециклинга в сфере обращения с аккумуляторами электромобилей» – отметила Ольга Белянина.