Облученные свинцовые испытательные ТВС, содержащие передовую топливную технологию EnCore компании Westinghouse, прибыли в Национальную лабораторию Ок-Ридж Министерства энергетики США (ORNL), где в течение года они будут проходить испытания в рамках программы их лицензирования у регулирующих органов. Данные исследования проводятся в рамках программы Министерства энергетики по созданию аварийно-устойчивого топлива, в рамках которое будет коммерциализироваться в течение следующего десятилетия.
ТВС были загружены в коммерческий ядерный реактор США весной 2019 года и извлечены после завершения рабочего цикла во время планового отключения осенью 2020 года. Они были доставлены в ORNL компанией NAC International в июне, сообщило Управление по ядерной энергии Министерства энергетики США.
ORNL проведет эксперименты с облученным топливом чтобы помочь квалифицировать его в Комиссии по ядерному регулированию США. В ходе первых визуальных наблюдений после извлечения топлива из реактора не было замечено никаких признаков деградации.
Аварийно-устойчивое топливо - или ATF - не только повышает устойчивость топлива для легководных реакторов в тяжелых аварийных условиях, но и улучшает эксплуатационные и экономические характеристики реактора.
Новые ТВС были оснащены инновационным решением EnCore компании Westinghouse - оболочкой из циркониевого сплава с хромовым покрытием и топливными таблетками из урана повышенной плотности ADOPT, которые улучшают экономику топливного цикла, обеспечивают более длительные рабочие циклы и повышают устойчивость к авариям. Топливо ADOPT и хромовая оболочка также поддерживают более высокий уровень выгорания и 24-месячный цикл работы для станций с высокой плотностью мощности, заявили в компании. Второе, более долгосрочное, фазовое решение с использованием таблеток из нитрида урана и усовершенствованной оболочки на основе карбида кремния также находится в разработке.
Джефф Брэдфут, вице-президент компании Westinghouse по продажам ядерного топлива в США, сказал, что получение облученных ТВС в ORNL показывает "существенный прогресс" технологии EnCore Fuel на пути к коммерциализации.
"Изучение этих высокопроизводительных характеристик является последней вехой нашего стратегического графика, позволяющего компаниям-операторам быстро получить преимущества в плане безопасности и затрат, которые обеспечит новое топливо EnCore", - сказал он.
Компания Westinghouse делает "невероятные успехи" в разработке своего аварийно-устойчивого топлива, сказал Фрэнк Голднер, инженер-ядерщик из Управления по ядерной энергии Министерства энергетики США.
"Эти виды топлива окажут ощутимое влияние на отрасль после внедрения в ближайшем будущем и могут помочь сделать наши АЭС в США более экономичным в эксплуатации", - добавил он.
Три поставщика - Framatome, GE Hitachi с GNF и Westinghouse - работают с Министерством энергетики над разработкой новых видов топлива в рамках программы ATF. Все они находятся на пути к тому, чтобы к середине 2020-х годов их аварийно-устойчивые виды топлива были готовы к серийной загрузке, а к 2030 году - к коммерческому использованию и широкому распространению, заявило Министерство энергетики.