Эксперты отраслевого акселератора «Росатома» не только помогают вырастить бизнес-идею до коммерчески успешного продукта, но и предостерегают от траты сил и ресурсов, если есть большие сомнения в ее реализации. Так произошло с одним из проектов Чепецкого механического завода.
Как сообщила в интервью изданию "Страна Росатом" коммерческий специалист ЧМЗ Лариса Луговина, как акселератор помог сэкономить предприятию 300 млн рублей, которые планировалось выделить на создание опытной установки для производства титан-магниевых катализаторов.
Группа маркетологов-аналитиков ЧМЗ изучала рынок и вышла на титан-магниевые катализаторы (ТМК). Они необходимы в крупнотоннажном производстве полиэтилена и полипропилена, однако этот продукт на 100 % импортируется, поскольку в нашей стране отсутствуют подобные промпроизводства. Импорт ТМК составляет около 3,5 млрд рублей за год — это колоссальный объем. Маркетологи увидели перспективу создания импортозамещающего производства на базе ЧМЗ. Для реализации этого проекта имелись все возможности: частичная сырьевая база, готовый комплекс утилизации. К тому же Глазов входит в ТОСЭР, что обеспечило бы налоговые преференции при запуске бизнеса. Поэтому в 2020 году проект передали мне для первичной проработки и дальнейшей его реализации.
Ключевыми заказчиками стали предприятия «Сибура» и «Нижнекамскнефтехим», которые на рынке потребляют 83,9 и 7,9 % катализаторов соответственно. Прогнозируемая выручка при успешной реализации проекта оценивалась в 2,4 млрд рублей в год.
— В 2020 году я уже участвовала в акселераторе с проектом по производству оксида магния, поэтому процедура подачи заявки мне была знакома и понятна. Я защитила свой проект на комитете по инновациям и вошла в программу. К нам почти сразу присоединились технические специалисты, понимавшие технологию. На создание опытной установки требовалось 300 млн рублей. Мы планировали выпускать от 100 т продукта, получая выручку в районе 2,5 млрд рублей в год. Таким образом, вложения в проект могли окупиться менее чем за пять лет. В ходе акселерации было проверено пять способов реализации проекта. Мы провели переговоры с 14 клиентами, включая производителей из стран СНГ, а также с двумя научно-исследовательскими институтами — потенциальными технологическими партнерами. Но, к сожалению, все потенциальные покупатели отказались приобретать продукцию, т.к. в «Сибуре» решили создавать собственное производство, а в «Нижнекамскнефтехиме» протестировали качество продукта из Китая и решили закупать его там, поскольку это дешевле, - говорит Лариса Луговина
По её словам, по итогам акселерации было принято решение, что создание производства на базе ЧМЗ нецелесообразно, но в этой истории был и положительный момент: два месяца работы в акселераторе позволили сэкономить 300 млн рублей на создании прототипа.