ФГУП "Атомфлот" (входит в госкорпорацию "Росатом") подал иск в Арбитражный суд Мурманской области, он намерен взыскать с петербургского Балтийского завода 417,5 млн рублей. Заявление зарегистрировано 21 октября. Других подробностей на сайте суда пока не опубликовано.
Это не первая попытка Атомфлота взыскать со своего подрядчика крупную сумму. Большинство его исков связаны с деталями и сроками исполнения госконтракта на строительство атомных ледоколов проекта 22220 типа "Арктика" (ЛК-60Я). Так, в 2020-2021 годах "Атомфлот" предъявил Балтийскому заводу 10 исков. По подсчётам "ДП", общая сумма их требований составила 2,1 млрд рублей.
В крупнейшем из уже рассмотренных дел — о взыскании 733 млн рублей неустойки — Балтийский завод одержал победу в трёх инстанциях. По договору с госзаказчиком петербургское предприятие должно было предоставлять Атомфлоту заверенные копии договоров на субподрядные работы в течение 10 рабочих дней после подписания. За невыполнение этого пункта контрактом предусмотрена неустойка: 1 млн рублей за каждый день просрочки. Эти обстоятельства и стали основанием для подачи иска. Суд встал на сторону ответчика.
"Всю информацию госзаказчик получал заблаговременно и достоверно знал обо всех условиях заключаемых договоров путём участия в закупочных комиссиях, тогда как факт наличия несправедливого условия в договоре указывает на недобросовестное поведение сильной стороны", — говорится в мотивировочной части постановления Арбитражного суда Московского округа.
Атомоходы проекта 22220 должны заменить старые ледоколы, построенные в советское время. Однако их строительство затянулось. Так, головной ледокол проекта — "Арктика" — заложили в ноябре 2013 года, а сдали в эксплуатацию в октябре 2020-го (при первоначальном плане в 2017 году). Атомоход потом возвращался в Петербург на замену гребного электродвигателя.
Первый серийный ледокол проекта — "Сибирь" — сейчас проходит швартовые испытания. Второй серийный, "Урал", спущен на воду. Строятся ещё два серийных ледокола проекта: "Якутия" и "Чукотка". Недавно сообщалось, что в 2022 году планируется дополнительно заложить ещё два ледокола этого типа.