Правительство поставило задачу довести долю АЭС в общем энергобалансе до 25 % к 2045 году. Чтобы ее выполнить, будет развернута масштабная программа сооружения. Выполнять ее предстоит параллельно с выводом из эксплуатации реакторов РБМК. В Москве прошло 100‑е совещание главных инженеров «Росэнергоатома», на котором обсудили основные итоги работы атомных станций и планы на 2022–2024 годы.
В 1992 году, когда был основан «Росэнергоатом», выработка на АЭС составила 120 млрд кВт⋅ч. В 2021 году было уже 222 млрд.
«Такой прирост обусловлен, конечно, вводом новых энергоблоков на Балаковской, Ростовской, Калининской, Белоярской, Нововоронежской, Ленинградской АЭС и ПАТЭС, — поясняет первый заместитель гендиректора «Росэнергоатома» по эксплуатации АЭС Александр Шутиков. — Другая немаловажная составляющая: в конце 1990‑х — начале 2000‑х началась работа по продлению срока эксплуатации блоков первых поколений».
В 2007 году в концерне стартовала программа увеличения выработки, чтобы компенсировать возможную нехватку электроэнергии на фоне перерыва в пуске новых блоков. Атомщики повысили тепловую мощность ВВЭР, увеличили КПД турбинной установки ВВЭР и РБМК, перевели ВВЭР‑1000 на 18‑месячный топливный цикл и оптимизировали планово-предупредительный ремонт на блоках с реакторами всех типов. В результате выработка увеличилась, как если бы были дополнительно введены 3,5 ГВт мощностей.
В 2011–2012 годы на блоках с РБМК была зафиксирована деформация графитовой кладки и искривление технологических каналов из-за радиационно-термического повреждения графита. Для восстановления ресурсных характеристик создали технологию и опробовали ее на первом блоке Ленинградской АЭС, что позволило вновь включить его в сеть. Работа на других блоках с РБМК продолжается.
На Ленинградской АЭС введены в эксплуатацию два блока с реакторами ВВЭР‑1200. Продлен срок службы четвертого блока Билибинской АЭС. Развернуты работы по сооружению блоков № 3 и 4 на ЛАЭС‑2, № 3 и 4 на Курской АЭС‑2 и № 1 и 2 на Смоленской АЭС‑2.
В «Росэнергоатоме» началась атомно-водородная программа: создан проектный офис по развитию водородной энергетики и развернуты НИОКР. Кольская АЭС станет опорной станцией для производства водорода методом электролиза.
Зарубежная выручка электроэнергетического дивизиона превысила 1 млрд долларов.
«Сюда входит сооружение АЭС в Турции и ввод в эксплуатацию Белорусской АЭC, предоставление услуг для зарубежных АЭС — в странах Центральной и Восточной Европы, Юго-Восточной Азии и т. д. Зарубежная деятельность на этом не ограничивается: концерн участвует в работах по сооружению АЭС в Бангладеш, Египте и Венгрии, обучает иностранный эксплуатационный и ремонтный персонал, осуществляет поставки изотопной продукции», — перечисляет Александр Шутиков.
Серьезно поменялись подходы в области безопасного производства электроэнергии. Если в 1992 году было зафиксировано 197 нарушений, то в 2021‑м — 34.
«Приоритет деятельности главного инженера — формирование культуры безопасности. Если в 1990‑е был фокус на эксплуатационный, оперативный персонал, то в настоящий момент он смещен на руководителей всех уровней», — подчеркивает Александр Шутиков.
Лидерами культуры безопасности по результатам ежегодного конкурса «Росэнергоатома» являются Балаковская, Ростовская и Кольская АЭС.
«Если говорить о перспективах развития атомной энергетики до 2045 года, то перед нами стоят серьезные вызовы, — говорит Александр Шутиков. — На конец 2021 года доля АЭС составляла 19,7 % в общем энергобалансе России, есть поручение правительства к 2045 году довести долю до 25 %. Генеральная схема размещения до 2035 года утверждена с конкретными площадками, конкретными блоками (см. «Генплан‑2035». — «СР»). Один из основных вызовов в том, что параллельно происходит выбывание серьезных мощностей: уже остановлены первый и второй блоки Ленинградской АЭС и первый Курской АЭС с реакторами РБМК. В 2023 году планируется останов второго блока Курской АЭС. До 2030 года их количество может достигнуть 10. Это незаменяемые мощности, и поэтому необходимо предпринять усилия по повышению эффективности производства, чтобы не потерять в выработке на ближайшую перспективу».
По словам Александра Шутикова, если дивизион не повысит качество организации эксплуатации, то не сможет решить технические задачи.
«По итогам работы в 2020–2021 годы мы приняли соответствующую программу, в которую входят мероприятия по повышению надежности работы энергоблоков, усилению лидерства руководителей, развитию интегрированной системы управления, повышению дисциплины, квалификации и ответственности на всех уровнях. Также продолжится развитие культуры безопасности», — комментирует Александр Шутиков.
В задачи до 2024 года входит перевод всех энергоблоков с ВВЭР‑1200 на 18‑месячный топливный цикл. Чтобы повысить эффективность производства электроэнергии, атомщики рассчитывают перейти на техническое освидетельствование оборудования один раз в 10 лет на блоках, работающих в проектном сроке эксплуатации, вместо четырех лет, как это было по старым правилам. Над этой задачей «Росэнергоатом» работает вместе с «Гидропрессом».
«Будут организованы работы на площадке Кольской АЭС‑2: главная задача до конца 2024 года — определиться с реакторной установкой (ВВЭР-С или ВВЭР‑600. — «СР»). Начнется подготовка сооружения АСММ с РИТМ‑200 в Якутии. Будет запущен инвестиционный проект по производству водорода методом электролиза на Кольской АЭС», — перечисляет Александр Шутиков.
Что касается зарубежных проектов, то дивизион примет участие в вводе в эксплуатацию второго блока Белорусской АЭС и первого блока АЭС «Руппур», сооружении АЭС «Аккую». Среди других задач — сопровождение планово-предупредительных ремонтов на Армянской и Белорусской АЭС, АЭС «Куданкулам», «Козлодуй» и «Тяньвань», подготовка персонала для «Аккую», «Руппура», «Пакша‑2», «Эль-Дабаа». Начнутся первые отгрузки кобальта‑60 со Смоленской и Курской АЭС.
«Чтобы все планы были реализованы, нам крайне важно в рамках импортозамещения сформировать новые логистические цепочки, найти аналоги для некоторых комплектующих, обеспечить продление ресурса оборудования, заменить оборудование на отечественное при модернизации, освоить производство ЗИП (запасные части, инструменты и принадлежности. — «СР») на российских заводах, перейти на отечественные ионообменные смолы и реагенты, а также на отечественное программное обеспечение», — резюмирует Александр Шутиков.
ГЕНПЛАН‑2035
- Курская АЭС‑2: блоки № 1–4 с ВВЭР-ТОИ
- Ленинградская АЭС‑2: блоки № 3 и 4 с ВВЭР‑1200
- Смоленская АЭС‑2: блоки № 1 и 2 с ВВЭР-ТОИ
- Баимский ГОК: четыре модернизированных плавучих блока с РИТМ‑200
- АЭС малой мощности в Якутии: блок № 1 с РИТМ‑200
- ОДЭК в Северске: блок с БРЕСТ-ОД‑300
- Кольская АЭС-2: блок №1 с ВВЭР-С или ВВЭР-600
- Белоярская АЭС: блок № 5 с БН‑1200М