18 июля 2022

Экспедиция Росатома «Ледокол Знаний 2022» вернулась с Северного полюса в Мурманск

Полярный рейс для 70 одаренных школьников из разных уголков России, организованный при поддержке Госкорпорации «Росатом», стал уникальной возможностью прикоснуться к красотам Арктики и получить новые знания

Экспедиция «Ледокол знаний 2022» – это часть экосистемы научно-просветительской программы Homo Science, созданной Госкорпорацией «Росатом» для молодежи в 2020 году. 

Рейс состоялся на одном из самых больших атомных ледоколов в мире «50 лет Победы». На борту судна талантливые подростки, отобранные по итогам интеллектуального конкурса «Ледокол знаний. Homo Science Project», прошли по маршруту Мурманск – Северный полюс – Земля Франца-Иосифа – Мурманск. 

Рейс включал творческую обучающую программу с мастер-классами, интеллектуальными играми и мозговыми штурмами. 

На праздничной церемонии завершения экспедиции «Ледокол знаний» в порту Мурманска выступили: Леонид Ирлица, и.о. генерального директора ФГУП «Атомфлот», Юрий Фомин, заместитель губернатора Мурманской области, Руслан Сасов, капитан судна «50 лет Победы».

«Я рад, что талантливые школьники познакомились с самым большим в мире атомоходом – это уникальный случай, который бывает раз в жизни. Уверен, что в будущем вы поможете нам осваивать арктические пространства. Кто-то придет в семью Росатома, кто-то подумает о морской карьере, а кто-то реализуется в науке. Ждем вас в наших рядах!», – обратился к одаренным детям Леонид Ирлица.

«Для правительства региона важно, чтобы молодое поколение оценило уникальные возможности Севера. Надеюсь, участники экспедиции полюбили Арктику и желаю им вернуться сюда, чтобы работать и развиваться. Мы со своей стороны будем этот порыв поддерживать. Найдем работу и обустроим», – пообещал детям Юрий Фомин. 

«Ледокол знаний» еще раз доказал, что мы сильные, что мы можем побеждать. Я уверен, что каждый участник экспедиции еще впишет свои строки в историю побед и достижений нашей страны. Желаю «Ледоколу знаний» не заканчивать плавание. Семь футов под килем и попутного ветра!», – выразил свои эмоции Руслан Сасов.

По словам Андрея Черемисинова, директора Департамента коммуникаций Госкорпорации «Росатом», благодаря рейсу на Северный полюс у молодых развивается тяга к науке, технологиям и знаниям.

«За право вступить на борт ледокола боролись 17 тысяч школьников. Туристическая путевка на Северный полюс стоит более 2,5 млн. руб., а ребята смогли получить ее благодаря своим знаниям. Представьте, став взрослыми, они будут говорить своим детям: «Когда я был в твоем возрасте, я уже ходил на Северный полюс, так что и ты дерзай!»», – прокомментировал он.

Образовательные треки на «Ледоколе Знаний 2022»

Программа экспедиции учила детей самостоятельно формулировать запрос на знание, искать необходимые ресурсы, а также синтезировать и транслировать в медиа тот багаж, который они приобрели.

В неформальной обстановке школьники поучаствовали в четырех образовательных треках. Первый – Homo Science – был посвящен генерации чистой энергии в Арктике и сохранению биоразнообразия Севера. Второй – View Science – раскрывал творческую энергию, свободное и оригинальное мышление. Третий – Art&Science – демонстрировал связь науки и искусства. Четвертый – Science Media – учил работать с информацией в медиа-пространстве. Каждый школьник выбрал интересующую его тему для исследования в рамках обозначенных треков.

О треке Homo Science

В направлении «Энергетика» обсуждали возможность строительства АЭС в Арктике. В теме «Инфраструктура» рассмотрели особенности Северного морского пути. Направление «Экосистема» дало возможность изучить способы организации экологичного производства в Арктике. В рамках темы «Климатические изменения» рассмотрели влияние парниковых газов, а «Чистая Арктика» стала поводом разобраться с особенностями загрязнения воздуха и его отслеживанием с помощью проекта «Цифровой двойник». В топике «Малые коренные народы севера» был поднят вопрос о сохранении самобытной культуры и быта северных народов.

Экспертами трека Homo Science выступили: Владимир Беляков, руководитель клуба «Легенды Арктики» Президентского лицея «Сириус», курировал направление «Арктическая инфраструктура»; Антон Кочнев, к.н.э., эксперт по этнографии северных народов, возглавлял направление «Коренные Малые народы севера»; Диана Бачурина, инженер кафедры «Физические проблемы материаловедения», специалист по новым материалам для термоядерного реактора, выступила организатором направления «Энергетика»; Павел Константинов, доцент кафедры метеорологии и климатологии географического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, курировал направление «Климатические изменения»; Евгения Тимонова, журналист, биолог, автор и ведущая канала «Всё как у зверей», возглавляла направление «Экосистема»; Владимир Мязин, руководитель лаборатории Института проблем промышленной экологии Севера, выступил организатором направления «Чистая Арктика».

О треке Art&Science

На треке Art&Science школьники вместе с преподавателями-художниками получили эксклюзивную возможность творчески выразить свое отношение к рассмотренным проблемам. Сначала они познакомились с материалами, среди которых были разработки Росатома, а затем сгенерировали идеи и выполнили физические прототипы Art&Science объектов вместе с генеративной графикой. 

Преподавателями трека Art&Science выступили: Антон Артемчук  – дизайнер, художник; Дмитрий Масаидов – художник, инженер-робототехник, преподаватель авторских Science-Art курсов; Полина Дмитриева – Science-Art художник, мультимедийный дизайнер.

О треке View Science

Трек View Science помогал школьникам поддерживать включенность в процесс и направлял их рефлексию в практическое русло, чтобы они осознанно делились жизненным опытом и получали необходимую им поддержку. 

Спикерами трека View Science стали: Илья Морковский – фотограф, блогер; Степан Пектеев – режиссер БДТ им. Товстоногова, эксперт в области эмоций; Денис Симачев – дизайнер, музыкант, соавтор фильма «Голоса Арктики».

О треке Science Media

Эксперты трека Science Media помогли участникам исследовать научно-популярный контент в формате Learning by doing. Благодаря полученным навыкам обычные школьники смогут стать авторитетными популяризаторами науки и амбассадорами Homo Science в медиа-пространстве.

Экспертами трека Science Media были: Роман Ткач – режиссер, продюсер, блогер; Илья Морковский – фотограф, блогер, специалист в области мобильной съемки; Ян Топлес – блогер.

На церемонии окончания экспедиции ребята вручили переходящий кубок участникам следующего рейса «Ледокола открытий», на котором 19 июля на Северный полюс при поддержке Росатома отправятся победители Всероссийского конкурса школьников «Большая перемена».

Праздничная программа продолжилась награждением участников экспедиции и презентацией арт-объектов, созданных талантливыми школьниками на борту ледокола. 

Экосистема Homo Science – просветительская программа, целью которой является популяризация науки, технологий и достижений в сфере атомной промышленности. Программа формирует позитивный образ атомной промышленности среди молодежной аудитории, а также продвигает положительный образ современного ученого и повышает престиж профессии научного работника. Homo Science предлагает площадку для просветителей, ученых и тех, кто собирается ими стать. Homo Science –  это «переводчик» со сложного исследовательского на простой научно-популярный.
Экспедиция «Ледокол знаний 2022» – рейс на атомном ледоколе «50 лет Победы» с участием детей – победителей множества конкурсов и проектов: Всероссийского детского интеллектуального проекта «Ледокол знаний. Homo Science Project», VII Всероссийской премии «За верность науке», Всероссийской Арктической литературной премии имени В.С. Маслова, просветительского проекта «Энергия будущего» в рамках всероссийского проекта «Атомный урок», Российского национального юниорского Водного конкурса «Вода и атом», сетевого образовательного краеведческого проекта «Юный полярник», а также членов Клуба «Легенды Арктики» ОЦ «Сириус», лидеров Школы Росатома и проектов Информационных центров по атомной энергии.