Новосибирский завод химконцентратов отказался от хвостохранилища, куда почти 70 лет, с момента открытия завода, сбрасывали отходы. В прошлом году на предприятии построили новый комплекс переработки ядерных отходов, которые теперь будут упаковывать и вывозить на хранение в специализированную организацию на севере Томской области.
Озеро, где хранили соединения урана, планируют засыпать, а к 2030 году здесь будет обычный участок земли.
30 июня был последний день, когда радиоактивные отходы НЗХК сбрасывали в озеро, что в 7 километрах от границы с городом, недалеко от Пашинского переезда. Озеро и территория вокруг него — это и есть то место, которое называют хвостохранилищем. Отходы (хвосты) погружают на дно водоема почти 70 лет — столько же, сколько работает Новосибирский завод химконцентратов.
Теперь «хвосты» будут перерабатывать на самом заводе — для этого несколько лет разрабатывали и строили целый комплекс, в который вложили почти миллиард рублей. Переработанные отходы помещают в специальные бочки, присваивают им категорию и передают национальному оператору по обращению с ядерными отходами ФГУП «НО РАО», филиал которого находится на севере Томской области — в городе Северске.
Разработка проекта началась еще в 2011 году, в эксплуатацию новый комплекс ввели в марте прошлого года. Еще год потребовался на подборку материалов и отработку технологии. По словам специалистов, цель нового комплекса — «предотвратить поступление радионуклидов за пределы санитарно-защитной зоны и компактизация в одном комплексе — начиная от производства готовой продукции, заканчивая ее переработкой».
Если проще, это возможность не перегонять радиоактивные отходы по трубопроводам до этого озера, а оставить их на территории завода: переработать, упаковать и отправить на хранение.
— Первый этап — это сбор ураносодержащих сточных растворов. Растворы разделены по потокам, собираются в три емкости объемом по 65 кубов, затем передаются на обработку — нейтрализацию и осаждение, — перечислил этапы работы с отходами руководитель проекта комплексной переработки производственных отходов ПАО «НЗХК» Александр Тихонов. — Дальше растворы попадают на фильтрацию, где твердая фаза отбивается на центрифуге, жидкая идет на установку выпаривания. Получается дистиллят, который используется в дальнейшей технологии. Твердый осадок, который получился в центрифуге, цементируется и приводится в единую матрицу. Упаковывается в 200-литровую бочку. Следующий этап — паспортизация (определение класса отходов). Потом первичная упаковка помещается в специализированный контейнер, и после этого контейнер передается по договору в организацию, которая занимается долговременным хранением.
По словам Александра Тихонова, новая технология позволила полностью прекратить работу пульпопровода, тем заметно снизить экологические риски.
Отказ от погружения отходов в воду связан не только с мерами экологической безопасности. Эксперты завода и представители компании ТВЭЛ подчеркивают, что и нынешнее хвостохранилище вполне безопасно, что подтверждают результаты многочисленных проб. Изменилось законодательство, которое теперь запрещает строительство и эксплуатацию таких хранилищ.
— Мы отправляли на хвостохранилище 16 тысяч кубических метров. В результате мы эти 16 кубических метров объединяем, образуем сточные воды, которые отправляем на дальнейшую переработку. В итоге радиоактивных отходов образуется на порядок меньше, — пояснил начальник отдела охраны труда, заместитель главного инженера по ядерной, радиационной, промышленной безопасности и экологии Иван Пильчик.
Хвостохранилище больше не будет использоваться так, как это было больше половины века. Территорию постепенно выведут из эксплуатации и передадут ФГУП «Радон» (организации «Росатома»). К 2030 году озеро планируют полностью засыпать и даже, говорят сотрудники, превратить в лужайку. В любом случае участок останется под наблюдением. Никакого строительства жилых домов, детсадов здесь не должно быть. Во всяком случае в ближайшие десять лет точно.