В России активно создается модельный ряд электромобилей, зарядная инфраструктура, предприятия по утилизации аккумуляторов, компонентная база. Как ранее сообщалось, завод компании РЭНЕРА по выпуску литийионных ячеек и накопителей, строительство которого стартовало в начале октября в Калининградской области, — значимая часть большой истории формирования новой отрасли.
Завод строится возле Балтийской АЭС в Калининградской области. Выбирали из более чем 30 площадок (в Московской области, Татарстане, на Урале и др.), у этой были самые привлекательные условия для инвесторов. Вся область — особая экономическая зона со льготными условиями ведения бизнеса. В 2020 году она получила награды рейтинга Global Free Zones of the Year в трех номинациях, в том числе «Новые инвестиции». Кроме того, Калининградская область вложит в завод 5 млрд рублей. Сумма солидная, учитывая, что общие инвестиции составят не менее 26 млрд рублей.
«В нужное время и на нужном месте — так можно сказать о новом проекте «Росатома», — отметил на церемонии начала строительства губернатор Калининградской области Антон Алиханов. — Это долгожданное событие, с которым связаны серьезные планы развития инновационных секторов нашей региональной экономики. Важно, что гигафабрика строится на востоке области, где очень нужны рабочие места — стабильная занятость, уверенность и социальная обустроенность».
На новом заводе РЭНЕРА будут производить ячейки по технологии «литий — никель — марганец — кобальт», у них наивысшая плотность энергии. Но, как пояснил гендиректор РЭНЕРА Александр Камашев, завод универсален, при необходимости его можно перевести на другую химию — например, на литий — железо — фосфат. На предприятии будет выполняться полный цикл операций: от смешивания компонентов катодных и анодных масс до выходного контроля литийионных аккумуляторов.
Мощность завода — 4 ГВт·ч в год. В условном пересчете — 50 тыс. автомобилей. Пересчет на автомобили потому, что около 90 % ячеек и собранных из них накопителей РЭНЕРА планирует поставлять российским производителям электромобилей. Остальное — аккумуляторы стационарных систем накопления для резервного обеспечения в энергетике, сглаживания пиков потребления и проч.
За последние полгода структура российского авторынка резко изменилась, многие автоконцерны ушли, продав заводы (правда, с опцией обратного выкупа) и прекратив поставки. Развитию электротранспорта в России придала ускорение не экологическая повестка, как в США, Европе и Китае, а требование обеспечить технологический суверенитет.
Как отмечают участники рынка, электромобили гораздо проще в производстве, чем машины с двигателем внутреннего сгорания (ДВС). В автомобиле с ДВС порядка 11 тыс. деталей, в электромобиле — около 3 тыс.: нет трансмиссии, загромождающей пространство под капотом, карданной передачи и проч.
По словам управляющего партнера компании «Моторинвест» Андрея Резникова, отечественному автопрому для полного комплекта не хватало только батарей — остальное в России уже делают.
«Мы надеемся, что сотрудничество с РЭНЕРА в этой части будет максимально эффективным», — сказал Андрей Резников на обсуждении будущего электротранспорта после официального старта строительства завода.
Слова Андрея Резникова — не просто любезность, а выражение бизнес-потребности. Чтобы получить господдержку, нужно обеспечить определенный уровень локализации производства. С 2019 года она измеряется в баллах, которые начисляются за штамповку, сварку, окраску, локализацию двигателя, систем управления и прочего, а также за обязательства производителя и его поставщиков. Поэтому все российские производители заинтересованы в том, чтобы аккумуляторы в их машинах были российские. «Моторинвест» тоже — в сентябре этого года компания официально запустила на своем заводе в Липецкой области производство китайских электрокаров Dongfeng под брендом Evolute. Мощность — порядка 100 тыс. единиц в год.
У гендиректора компании «Автотор» Александра Сорокина другой взгляд на сотрудничество с РЭНЕРА. «Автотор» — ближайший потребитель к фабрике РЭНЕРА, расстояние между промплощадками минимально, и это очень удобно. Нет больших затрат на перевозку батарей, да и собирать их удобнее и безопаснее на площадке автопроизводителя, считает Александр Сорокин. «Автотор» строит неподалеку от предприятия РЭНЕРА комплекс, где будет выполняться литье, мехобработка, производиться синхронные двигатели с постоянными магнитами. Магниты, кстати, тоже будет поставлять «Росатом».
«Электронные системы в России пока не производятся из-за отсутствия силовой электроники. «Но «Росатом» решение и этой задачи взвалил на себя, я уверен, он справится. Мы с ним не так давно работаем, но уже убедились в его мобильности и способности быстро решать сложные задачи, за которые никто не берется», — отметил Александр Сорокин.
Кроме того, «Автотор» и правительство Калининградской области запустили программу ремоторизации техники: силовые установки меняют на литийионные батареи. Правда, для этого надо писать программы-адаптеры, которые позволят механизмам реагировать на батарею так, будто это ДВС. Также нужен ГОСТ, его планируется утвердить к середине 2023 года. Проектам «Автотора», по-видимому, надо много батарей.
«Все аккумуляторы могут и остаться в Калининградской области — это я не пугаю Резникова, я просто говорю, что мы собираемся сделать, заранее», — подытожил Александр Сорокин.
Число электромобилей в России растет. В 2017 году их, согласно «Автостату», было всего 920, по итогам 2021 года — 19 тыс. Растет и количество зарядных станций. В этом году должны заработать порядка 1 тыс. совокупной мощностью 150 кВт. Всего в течение ближайших пяти — семи лет по всей России будет построено около 30 тыс. станций.
Еще один рынок сбыта накопителей, правда, не связанный с электромобилизацией, — системы накопления в электроэнергетике. В частности, «Россети» установили в центральных регионах 35 накопителей энергии общей мощностью 1,29 МВт и емкостью 1,733 МВт·ч, из них 18 сделаны при участии РЭНЕРА. «Работают, замечаний особых нет», — сообщил заместитель гендиректора по цифровой трансформации «Россетей-Центра» Виталий Акуличев. Но для того чтобы накопители стали пользоваться спросом, необходимо вписать в нормативные документы понятие «автономный источник питания». Получив признание Ростехнадзора, системы накопления станут интересны таким потребителям, как, например, мобильные операторы, им нужно стабильное электроснабжение вышек сотовой связи.
Кроме того, «Россети» и РЭНЕРА тестируют услугу «Коммерческий диспетчер» для снижения платежей принадлежащего сетевой компании детского лагеря. На объекте устанавливается аккумулятор РЭНЕРА и система на базе искусственного интеллекта, разработанная «Атомэнергопромсбытом». Интеллектуальная система анализирует график потребления объекта и время замера потребляемой мощности. Определив вероятное время замера, она переключает объект с сетевого энергоснабжения на аккумулятор, поэтому в нужный момент потребляемая мощность оказывается более низкой. Платеж за нее тоже.
Александр Сорокин уверен, что электромобили выйдут в массовый сегмент и главными покупателями станут корпоративные клиенты. Это службы доставки, ремонта, химчистки, интернет-магазины — организации, у которых есть транспортный парк, а у него — база. Такие организации работают по районам, что означает небольшой пробег: машины не привязаны жестко к емкости батареи, и можно поставить менее емкую и более дешевую. Они везут сравнительно небольшой вес и объем (специалист плюс небольшой багаж, такой как почта или набор инструментов), а значит, таким клиентам можно предложить маленькие, например двухместные, модели. Наконец, для служб доставки и им подобных автомобиль — это не дополнительный комфорт, а средство производства, объект инвестиций, имеющий возврат на капитал, поэтому цена для бизнес-клиентов менее критична, чем для индивидуальных автовладельцев.
По словам Андрея Резникова, в премиум-сегменте электромобиль сравнялся по цене с машиной с ДВС. За счет субсидий, которые предоставляют правительства во всем мире, ценовой паритет достигнут и в среднем сегменте.
«Сейчас на рынке нет доступных автомобилей с ДВС, но есть доступные электромобили. Это объективный факт. Сейчас появился отложенный спрос, люди хотят менять машины, а менять не на что. Поэтому со всех точек зрения обоснованно переходить на электромобили», — уверен Александр Камашев.
Стоит российский электромобиль порядка 2,5–3 млн рублей. Часть затрат на покупку готово компенсировать правительство: Минпромторг возобновил программу льготного кредитования, предоставляя скидки на первый взнос. Максимальную, 35 %, или 925 тыс. рублей, получат покупатели Evolute.
Александр Сорокин предположил, что массовый рынок может возникнуть, если цена упадет ниже 1 млн рублей — хотя бы 999 тыс., даже минимальная разница будет иметь психологическое влияние. Но признал, что это очень непросто.
Зато у электромобилей низкая цена обслуживания. Александр Камашев как-то подсчитал, что заправка автомобиля с ДВС даже со скромным расходом обходится в 3–3,5 тыс. рублей на 400 км. Ночная зарядка электромобиля на тот же пробег стоит 200–400 рублей.
В качестве одного из решений, стимулирующих рост спроса и рынка, Александр Сорокин предложил продавать электромобиль без аккумулятора, а батареи передавать в лизинг. Но такая схема требует обсуждения с банками. Обсуждать надо и возможность дистанционно выключать батарею, если должник перестанет платить.
Уже идет стандартизация габаритов и емкостей аккумуляторов подобно тому, как стали унифицированными разъемы для зарядки телефонов. Батарея на 100 кВт·ч будет стандартным оснащением для среднего сегмента рынка, что казалось фантастикой пять — семь лет назад. Появятся и суперустройства, которые смогут заряжать батарею на 100 кВт·ч за 10 минут.
В Китае есть уже несколько сотен полностью автоматизированных станций экспресс-обслуживания — замена батареи за две минуты. Это одно из направлений, которое сервисный бизнес развивает в кооперации с производителями аккумуляторов. Если услуга приживется, распространится, владельцы таких станций станут еще одной категорией покупателей накопителей.
В сегменте стационарных систем накопления энергии батареи, если получится доказать их экономичность и удобство в использовании, смогут стать востребованными в удаленных и труднодоступных районах. В обычной ситуации к двум-трем домам в поселках в глухой провинции приходится тянуть от основной сети несколько километров линии электропередачи и поддерживать ее в рабочем состоянии, что дорого и сложно. В качестве эксперимента «Россети» в одной деревне Тверской области, где в двух домах постоянно живут четыре человека, поставили контейнер с системой накопления, а в 7 км от населенного пункта — зарядную станцию. Пока один аккумулятор работает в деревне, второй заряжается на станции и ждет своей очереди, каждые 10–12 дней их меняют, перевозя на прицепе.
Отходы литийионных аккумуляторов относятся ко II классу опасности и могут нанести вред окружающей среде. На вопрос о переработке Александр Камашев дал два ответа. Во-первых, жизнь использованных в транспорте аккумуляторов можно продлить в стационарных системах накопления, где режимы более щадящие, а цикл зарядки-разрядки длиннее. Во-вторых, Федеральный экологический оператор работает над созданием экотехнопарков, и один из них, в Дзержинске Нижегородской области, будет специализироваться на переработке аккумуляторов.
На Российской энергетической неделе Газпромбанк подписал документы о выделении 22,1 млрд рублей кредита на строительство трех экотехнопарков, включая дзержинский. Предполагается, что их введут в эксплуатацию в конце 2024 года.
«Взаимодействие с Газпромбанком по проекту создания инфраструктуры для обращения с отходами I и II классов опасности — еще один шаг в выстраивании эффективной системы финансирования нашей деятельности, укладывающейся в логику целей устойчивого развития», — отметил заместитель гендиректора по экономике и финансам «Росатома» Илья Ребров.
Для гигафабрики нужны квалифицированные сотрудники — около 900 человек на основном производстве, еще 600 — на сопутствующих. Поэтому РЭНЕРА заключила с Балтийским федеральным университетом соглашение об открытии образовательных программ по направлению «химические источники тока». Кроме того, будет запущена программа среднего профессионального образования в Гусеве и Советске для подготовки монтажников радиоэлектронной аппаратуры и приборов. Предполагается, что набирать студентов на новые программы начнут в ближайшие два года. Также в БФУ появятся лаборатории, которые станут базой для студенческой практики и выпускных работ. Специалисты ТВЭЛ будут научными руководителями и консультантами.