Французская энергетическая корпорация EDF закупила у российских подрядчиков 153 тонны обогащенного урана в 2022 году. Такие данные приводит в четверг журнал Le Point.
Всего же с начала года EDF приобрела для своих атомных электростанций 7 тыс. тонн урановой руды. Издание уточняет, что речь идет о руде, добытой не только в России, - непосредственно добыча для Франции осуществляется также в Казахстане, Канаде, Нигере и Узбекистане. Однако, в соответствии с долгосрочными контрактами, заключенными с Росатомом, французы отправляют часть урановой руды для обогащения в Россию. Обогащенный уран возвращается во Францию или другие страны, где уже превращается в топливо для АЭС: у дочерней компании EDF Framatome есть завод топливных элементов в ФРГ, а также во французской коммуне Роман-сюр-Изер.
По данным журнала, французская энергокорпорация закупила 153 тонны урана, обогащенного в России, как и в 2021 году. Как утверждает его источник, на Россию приходится 15% деятельности по обогащению для EDF.
Ранее газета Le Monde сообщала, что Франция не зависит от поставок российского топлива для своих АЭС, однако в России расположен единственный в мире завод, способный перерабатывать ядерные отходы французских электростанций. Во французской корпорации ядерных технологий Orano заверили, что последняя партия была отправлена в РФ в октябре этого года и новых контрактов заключать не планируют.
Причины молчания
Источники внутри отрасли заверили Le Point, что зависимости от России не существует и, если государство примет соответствующее решение, "EDF сможет обойтись без российских ресурсов". По данным журнала, во Франции уже накоплено топливо, достаточное для обеспечения работы реакторов на протяжении десятка лет. Однако, поскольку атомная отрасль не затронута санкциями, французская корпорация не могла расторгнуть уже заключенные с российскими подрядчиками контракты без серьезных штрафов.
В этой связи журнал задается вопросом, почему EDF проявляет такую осторожность в отношении этих контрактов, несмотря на критику со стороны противников атомной энергетики, обвиняющих корпорацию в зависимости от России. И приходит к выводу: полный отказ от работы с российскими поставщиками и призывы к санкциям поставят под угрозу атомную промышленность других западных союзников Парижа, в том числе США.
Журнал поясняет, что для создания топлива уран необходимо очистить, а затем преобразовать во фторид урана (VI), способный переходить в газообразное состояние при нагревании до 56 градусов Цельсия. После этого этапа происходит непосредственно его обогащение. По данным Евратома, на Orano во Франции приходится 24% всех мировых мощностей. На Россию и Канаду, как утверждается, приходится еще по 20%, плюс 24% мощностей в Китае, но они зарезервированы для внутреннего производства, в США же только 11%.
Если Европа может нарастить производство, чтобы не покупать у России, то США с их 93 реакторами будет гораздо труднее, пишет журнал. При этом речь именно о конверсии урана, тогда как 46% обогащения как раз приходится на Россию, еще 30% у британо-германо-голландского консорциума Urenco, имеющего производство в том числе в США, и 12% - у Orano. Напоминая, что Корея и Япония не обладают сколько-нибудь значимыми производствами такого рода, издание заключает, что Франция и Россия "являются единственными странами, которые могут быть независимыми в этом контексте".
Правда, с наращиванием производства во Франции тоже не все гладко. Формально Orano готова увеличить мощность своего завода по обогащению урана Georges Besse II во Франции на 30%, потратив от 1,3 до 1,7 млрд евро, и закончить работы к 2028 году. Однако на деле компания не хочет приступать к этому процессу без гарантированных заказов, а таковых от EDF пока не поступало.