Ушедший 2022 год в Британии стал годом повышенного интереса к малым модульным реакторам (ММР). Движение наметилось по трём проектам, одному британскому и двум американским.
Британская компания "Rolls-Royce SMR", разрабатывающая проект одноимённого реактора, выбрала три площадки, претендующие на право разместить завод по изготовлению оборудования и узлов.
В список вошли международный технопарк IAMP в Сандерленде и Южном Тайнсайде (северо-восточная Англия), стателитейный комплекс "Teesworks" (также на северо-востоке Англии) и промплощадка "Gateway Deeside" в Уэльсе. Выбор был сделан из более чем сотни заявок.
Стоимость сооружения завода оценивается в 100-200 миллионов фунтов стерлингов. Его площадь превысит 23 тысячи квадратных метров, на нём будет занято свыше 200 человек. Компания утверждает, что всего в Британии будет построено как минимум три завода по выпуску различного оборудования для "Rolls-Royce SMR".
В марте 2022 года компания подала заявку на сертифицирование своего проекта в Британии - так называемая процедура оценки концепции проекта (Generic Design Assessment, GDA). Проект часто причисляют к малым модульным реакторам, но на самом деле по мощности 470 МВт(э) он подпадает под определение реакторов средней мощности.
Американская компания "Holtec" идёт в Британии другим путём - она ищет местных партнёров. В качестве такового в 2022 году была заявлена строительная группа "Balfour Beatty", подписавшая меморандум о взаимопонимании с "Holtec Britain", дочерней фирмой "Holtec International".
К сертификации проекта ММР под названием SMR-160 в Британии компания "Holtec" планирует приступить в 2023 году, так как в ушедшем году проектная документация ещё дорабатывалась совместно с "Hyundai E&C".
Планы "Holtec" весьма амбициозны - первый SMR-160 в 2028 году, а в срок до 2050 года должны быть введены 32 таких малых реакторов.
Компания "GE Hitachi Nuclear Energy" (американская часть альянса GE/Hitachi) выбрала традиционный путь для продвижения своего проекта водяного кипящего ММР BWRX-300 ("X" здесь римская цифра 10, а не латинская буква).
В конце 2022 года компания подала заявку на прохождение для проекта BWRX-300 процедуры GDA. Одновременно компания занималась поиском местных партнёров для локализации части работ по изготовлению оборудования, таким партнёром может стать "Sheffield Forgemasters".
В отличие от "Rolls-Royce SMR", американскую компанию меньше интересует вопрос о рабочих местах в Британии, поэтому строительства новых заводов в этой стране компания не планирует.
Наступивший 2023 год должен показать, насколько реальными являются планы компаний-разработчиков по строительству ММР в Британии. Пока все проекты, несмотря на некоторое продвижение, остаются на самых ранних стадиях.