Компании могут зарегистрировать свою заинтересованность в недавно запущенном проекте Great British Nuclear (GBN) для участия в конкурсе на получение финансовой поддержки, которая, по словам правительства Великобритании, может привести к инвестированию миллиардов фунтов стерлингов в проекты малых модульных реакторов (SMR).
Министр энергетической безопасности Великобритании Грант Шаппс официально запустил GBN во вторник, заявив, что цель независимого органа состоит в том, чтобы «стимулировать быстрое расширение новых атомных электростанций в Великобритании беспрецедентными масштабами и темпами».
В программном документе "Powering up Britain", обнародованном в марте, говорилось, что конкурс SMR будет главным приоритетом для недавно созданной GBN с «амбициями оценить и принять решение о ведущих технологиях к осени». В подробном графике отмечено, что первый этап сбора рыночной информации завершился в июне 2023 года, а «первоначальный отбор технологий начался в июле и завершится осенью 2023 года». Также известно, что «следующий этап будет запущен как можно скорее ... успешные технологии будут поддерживаться, чтобы быть готовыми к принятию окончательного инвестиционного решения к 2029 году».
Шаппс, выступая перед журналистами на презентации, подчеркнул, что главная цель заключается в запуске первых малых модульных реакторов в начале 2030-х годов. Хотя в рамках конкурса не было объявлено о немедленном финансировании, министр обратил внимание на то, что в контрактном документе предполагается, что общая сумма может в конечном итоге достичь 20 миллиардов фунтов стерлингов (26 миллиардов долларов США).
Всеобъемлющая роль GBN состоит в том, чтобы помочь Великобритании продвинуться к цели ее правительства по обеспечению четверти электроэнергии страны за счет ядерной энергии к 2050 году - задача, которая включает в себя необходимость "рассмотреть потенциальную роль будущих АЭС с большой мощностью» в дополнение к текущим проектам Hinkley Point C и будущим проектам Sizewell C.
Шаппс сказал:
«Великобритания имеет богатую историю как пионер атомной энергетики, положившая начало эре гражданской атомной энергетики, и я горжусь тем, что стимулирую ее возрождение и снова ставлю нашу страну в авангарде глобальных инноваций».
Он сказал, что уроки были извлечены «из прошлого подхода, ориентированного на разработчиков», и государственная поддержка GBN должна была создать «долгосрочную рыночную уверенность» и контролировать процесс от разработки до развертывания.
Эндрю Боуи, министр ядерной энергетики, подчеркнул:
«Я с нетерпением жду возможности увидеть проекты мирового класса, представленные со всего мира в процессе конкурсного отбора, поскольку Великобритания занимает свое место в центре глобальной гонки ядерных технологий».
Временный председатель GBN Саймон Боуэн отметил:
«Опираясь на работу, проделанную в Хинкли-Пойнт и Сайзуэлл, сегодняшнее объявление о начале процесса выбора ММР означает реальный шаг вперед в обеспечении масштаба ядерной энергии, необходимого Великобритании для безопасного и устойчивого энергетического будущего. Мы рассчитываем на сотрудничество со всеми заинтересованными сторонами - поставщиками технологий, местными сообществами».
В интервью перед запуском для Financial Times Шаппс заявил, что британская инженерная группа Rolls-Royce SMR «очевидно находится в хорошем положении», поскольку уже получила 210 миллионов фунтов стерлингов (275 миллионов долларов США) государственных грантов на свой проект. На презентации он поделился своими ожиданиям, по его словам, будет выбрано от двух до четырех различных технологий, к осени ему нужен окончательный список «финалистов, которые должны пройти до финальной стадии проектирования».
Том Грейтрекс, генеральный директор Ассоциации ядерной промышленности, отметил:
«Сосредоточенность на выборе SMR продемонстрирует приверженность внедрению инновационных технологий и откроет новые возможности для цепочки промышленных поставок Великобритании здесь и за рубежом. Существует целый ряд сайтов и сообществ по всей стране, которые готовы разместить технологию ММР, наряду с крупномасштабными ядерными мощностями, которые нам также понадобятся».
В мире разрабатывается множество различных малых модульных реакторов. Самым известным предложением Великобритании на данный момент является Rolls-Royce SMR, конструкция мощностью 470 МВт, основанная на небольшом реакторе с водой под давлением, который перешел на второй этап британской оценки типового проекта – единственный проект SMR, который достиг этого этапа.
Участие в проекте хотели бы принять и иностранные компании. Среди них GE Hitachi, чей генеральный директор Джей Уайлман выразил надежду, что ядерные амбиции Великобритании "будут реализованы несколькими операторами ММР". Он подтвердил, что собрал первоклассную команду для поставки BWRX-300 в Великобританию, его компания продолжает развивать надежную цепочку поставок в Великобритании.
Также было объявлено о серии грантов на общую сумму 157 миллионов фунтов стерлингов (205 миллионов долларов США), в том числе 77,1 миллиона фунтов стерлингов «на ускорение развития передового ядерного бизнеса в Великобритании и поддержку передовых ядерных проектов для включения в законодательство Великобритании, максимально увеличивая шансы малых и усовершенствованных модульных реакторов, которые будут построены во время следующего парламента». (Ожидается, что следующий парламент будет работать с 2024 по 2029 год).
Есть также награды в рамках Фонда ядерного топлива на сумму 22,3 миллиона фунтов стерлингов:
- 10,5 млн фунтов стерлингов для Westinghouse Springfields «для производства более инновационных видов ядерного топлива для клиентов как в Великобритании, так и за рубежом».
- 9,5 млн фунтов стерлингов для Urenco UK в Капенхерсте, Честер, «для обогащения урана до более высоких уровней, включая НОУ + и низкообогащенный высокопробный уран HALEU.
- 1 миллион фунтов стерлингов для компании Nuclear Transport Solutions, входящей в Управление по выводу из эксплуатации ядерных объектов, «для разработки транспортных решений для облегчения цепочки поставок высокообогащенного урана в Великобритании и за рубежом».
- 1,2 миллиона фунтов стерлингов для MoltexFLEX «на строительство и эксплуатацию буровых установок для разработки расплавленного солевого топлива».
Джез Стюарт, национальный секретарь профсоюза Prospect, сказал:
«Государственная поддержка британских экспортеров технологий, таких как Rolls-Royce SMR и MoltexFLEX, создаст новые высококачественные, долгосрочные рабочие места и карьеру в атомной отрасли Великобритании».
Доля ядерной энергии в Великобритании в настоящее время составляет около 15%, однако почти половина текущих мощностей страны должна быть выведена из эксплуатации к 2025 году, а все ее реакторы, кроме одного, будут закрыты к 2030 году. В своей Стратегии энергетической безопасности, опубликованной в апреле 2022 года , когда Борис Джонсон был еще премьер-министром, правительство Великобритании заявило, что его амбиции заключаются в строительстве восьми новых реакторов, а также малых модульных реакторов, способных производить 24 ГВт мощности к 2050 году.