Научный руководитель Национального центра физики и математики (НЦФМ, проект, реализуемый при поддержке Росатома) академик РАН Александр Сергеев принял участие во Всероссийской просветительской акции «Ученые — в школы» Российского общества «Знание».
Александр Сергеев прочитал студентам Уральского федерального университета имени первого Президента России Б. Н. Ельцина (УрФУ) лекцию о результатах трансфера новых идей из глубоких, фундаментальных научных исследований; а также о том, как отечественные ученые изучают космос и преобразуют знания в передовые решения, необходимые для технологического суверенитета России. Он также рассказал о новейших достижениях отечественных физиков и математиков, а также объяснил прикладное значение открытий. Студенты узнали о тенденциях развития отечественной науки и амбициозных проектах, которые сегодня реализуют начинающие исследователи вместе с известными учеными.
«Акция «Ученые в школы», стартовавшая в стране, очень важна, ведь потребность в вас, молодых людях, которые придут в фундаментальную и прикладную науку и технологии, в России огромная. Я понимаю, что для вас очень животрепещущ вопрос, чем и где далее заниматься, — уточнил научный руководитель НЦФМ. — Я расскажу вам о том, какие проекты считаю сейчас самыми интересными и важными, буду рад, если это вам поможет при выборе жизненного пути».
«По разным рейтингам, самым значительным результатом нашей науки являются те данные, которые ученые получили на астрофизической обсерватории «Спектр-РГ», которая вывезена за полмиллиона километров и уже в течение трех лет ведет наблюдение за источниками рентгеновского излучения. За все время работы эта установка должна получить четыре полных скана всего неба и открыть миллион новых источников рентгеновского излучения, идущего от разных космических объектов, причем достаточно горящих и связанных с разными высокоэнергетическими процессами, — поделился академик Сергеев. — Это могут быть процессы и образования новых звезд, и их столкновения, и поглощения одной черной дыры другой черной дырой и так далее. Чтобы понимать, что происходит в нашей Галактике и других, надо уметь эти события наблюдать. Карта неба в рентгеновском диапазоне частот — одно из лучших современных отечественных достижений, признанных во всем мире. Здесь мы являемся мировыми лидерами. Эти фундаментальные знания не застаиваются, а преобразуются в технологии будущего. Например, сканы звездного неба в рентгеновском диапазоне позволяют обнаружить и особые рентгеновские пульсары, которые могут выступать глобальной, стабильной системой навигации вне пределов Земли. Этот проект мы продвигаем в рамках деятельности Национального центра физики и математики с организациями из нашей научной кооперации, с Росатомом», — сообщил Александр Сергеев.
Академик также напомнил ребятам о недавнем выдающемся достижении местных, уральских ученых: «Не могу обойти результат, которого достигли ученые из Екатеринбурга, — создание препарата «Триазавирин» на основе нового семейства азолоазинов учеными вашего вуза [УрФУ] и Института органического синтеза имени Исаака Постовского Уральского отделения РАН. Препарат был внедрен в клиническую практику борьбы с COVID-19 для профилактики и лечения вирусной инфекции».
Запись лекции академика РАН Александра Сергеева сегодня опубликована для зрителей всей страны на сайте Российского общества «Знание».
Десятилетие науки и технологий в России (2022-2031, стартовавшее по Указу Президента РФ) – это масштабная программа инициатив, проектов и мероприятий по ускоренному развитию экономики и социальной сферы через усиление роли науки и наукоёмких технологий в решении важнейших задач развития общества и страны. Открытие в России новой научно-исследовательской инфраструктуры – одна из ключевых инициатив Десятилетия, ее флагманским проектом является создание Национального центра физики и математики (НЦФМ) в Сарове Нижегородской области – «научного городка XXI века». НЦФМ создаётся по поручению Президента России, его учредителями выступают Госкорпорация «Росатом», МГУ им. М.В. Ломоносова, РАН, Министерство науки и высшего образования России, НИЦ «Курчатовский институт», ОИЯИ и РФЯЦ-ВНИИЭФ. Основные цели Национального центра – получение новых научных результатов мирового уровня, подготовка учёных высшей квалификации, воспитание новых научно-технологических лидеров, укрепление кадрового потенциала предприятий Госкорпорации «Росатом» и ключевых научных организаций России. Образовательной частью Национального центра стал филиал МГУ «МГУ Саров», где учатся более сотни магистрантов и аспирантов со всей страны. Национальный центр использует экспериментальную и вычислительную базу Российского федерального ядерного центра – ВНИИЭФ. На территории НЦФМ будет комплекс из научно-исследовательских корпусов, передовых лабораторий и установок класса «миди-сайенс» и «мега-сайенс». Научную кооперацию НЦФМ составляют более 50 научных организаций и высокотехнологичных компаний со всей России.
Новая просветительская акция «Ученые — в школы» организована Обществом «Знание» совместно с Минпросвещения России, Координационным советом по делам молодежи в научной и образовательной сферах, а также Российским движением детей и молодежи «Движение Первых». Акция стартовала в День российской науки, 8 февраля, и будет проходить до конца марта в 89 регионах страны. Организаторы приглашают всех деятелей науки, которые хотят поделиться опытом с молодежью, выступить спикерами акции. Площадкой для выступлений может стать любая школа. Для участия молодые ученые и школы могут бесплатно зарегистрироваться на сайте Общества «Знание» до 24 марта. Просветительская акция входит в масштабный проект «Ученый говорит» Российского общества «Знание» и позволит лекторам в дальнейшем принять участие в интеллектуальных состязаниях «Ученый говорит. Батлы», научных форумах «Ученый говорит», а лучшим — стать спикерами на Конгрессе молодых ученых в Сочи.
Правительство РФ и крупные российские компании уделяют большое внимание планомерной работе по раскрытию потенциала студентов и молодых сотрудников. Росатом и его предприятия участвуют в создании базовых кафедр в российских вузов, реализации стипендиальных программ поддержки, крупных образовательных проектов. Поддержка НЦФМ является одной из самых заметных инициатив в этой сфере.