Доклады учеников 11-го класса Академической гимназии имени Д.К. Фаддеева СПбГУ прозвучали 16 февраля в Научно-образовательном центре НИЦ «Курчатовский институт» - ПИЯФ. Отчет об итогах практикума в лабораториях нашего Института с интересом выслушали не только научные руководители выпускников, но и десятиклассники: им этот этап предстоит в следующем учебном году.
В лаборатории химии и спектроскопии углеродных материалов Отделения перспективных разработок под руководством старшего лаборанта Сабины Шмельковой велась работа по приготовлению магнитной целлюлозы методом загрузки просвета целлюлозного волокна ферритом кобальта: из солей железа и кобальта синтезировали необходимый реактив и вводили его в целлюлозную матрицу. Полученную магнитную целлюлозу отделяли от непрореагировавшего феррита методом флотации.
В этой же лаборатории ребята вместе с лаборантом-исследователем Ириной Рябоконь занимались идентификацией комплексов фуллеренов. Спектрофотометрически были идентифицированы фуллерены С60, С70 и комплексы фуллеренов с фолиевой кислотой и поливинилпирролидоном. Школьники освоили методику УФ-ВИД-спектрофотометрического измерения концентрации растворов фуллеренов.
В лаборатории экспериментальной генетики Отделения молекулярной и радиационной биофизики вместе с лаборантом-исследователем Яниной Кучинской юные исследователи познакомились с основами работы на классическом модельном объекте Drosophila melanogaster (плодовая мушка дрозофила), в частности с методом получения препаратов политенных хромосом из слюнных желез личинок, а также – с выделением РНК из различных органов и тканей.
В лаборатории медицинской физики Отдела медицинской радиологии школьникам рассказали об истории протонной лучевой терапии. Младшие научные сотрудники Лилит Ваганян и Фёдор Пак показали старшеклассникам, как работать с дозиметрами и проводить юстировочные работы, исследовать внутреннюю структуру объектов на основе данных, полученных с помощью рентгена. Ребята моделировали сеанс облучения и анализировали графическое распределение доз. При помощи специального программного обеспечения юные медицинские физики освоили основы планирования протонной терапии и составили индивидуальные планы лечения.
Сотрудничество НИЦ «Курчатовский институт» - ПИЯФ с Академической гимназией им. Д.К. Фаддеева СПбГУ продолжается более пяти лет. Занятия для школьников проходят еженедельно в течение учебного года. Для десятиклассников они организованы в формате лекций в Научно-образовательном центре, для одиннадцатиклассников – в формате практических занятий в лабораториях Института. Подводя итоги своей работы, ребята пришли к выводу, что наука – это одновременно и сложно, и интересно, и только работая руками, можно понять, как стать настоящим ученым.