17 марта в Санкт-Петербурге состоялась конференция руководителей кадровых служб судоходных компаний, организованная ФГУП «Атомфлот» и ФГБОУ ВО «Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова» при поддержке Общероссийского отраслевого объединения работодателей «Российская палата судоходства». В мероприятии приняли участие более 40 представителей судоходных компаний и крюинговых фирм.
В приветственном слове Российской палаты судоходства было отмечено, что решением проблемы оттока кадров плавсостава на иностранные суда может стать расширение практики целевого обучения. Закрепление кадров плавсостава может быть достигнуто в результате возложения на выпускника, получившего образование за счет бюджетных средств, обязанности отработать определенное время на судах российских судовладельцев.
Для ФГУП «Атомфлот» вопрос подготовки и привлечения персонала является одним из приоритетных. Если сейчас на судах Росатомфлота работают 1,2 тысячи человек, то уже через семь лет их число увеличится вдвое. К 2030 году в состав атомного ледокольного флота будут входить тринадцать ледоколов: семь универсальных атомных ледоколов, атомный ледокол «50 лет Победы», головной атомный ледокол «Россия» проекта 10510 и четыре неатомных ледокола.
По словам заместителя генерального директора по персоналу и коммуникациям ФГУП «Атомфлот» Марии Нуждиновой, изменения в экономике, геополитике и эпидемиологической обстановке непрерывно влияют на рынок труда. В этих условиях важно иметь объективную картину потребностей судоходных компаний, чтобы сформулировать верный запрос крюинговым фирмам и учебным заведениям.
«Всем известна специфика Росатомфлота – это работа на судах с ядерной энергетической установкой. Она требует дополнительных компетенций, но конференция позволила выявить нам, что наши потребности в персонале такие же, как и у партнеров, - отметила она. – Критически важные должности на флоте – первые старшие помощники капитана, электромеханики, вторые старшие вахтенные механики, рядовой состав разных должностей. Они востребованы как в атомном ледокольном флоте, так и в других судоходных компаниях».
Участники конференции отметили, что сейчас ключевыми мотивационными факторами для этих специалистов являются уровень оплаты труда, работа на новых судах, карьерный рост и наличие пакета социальных гарантий.
ФГУП «Атомфлот» не ограничивается только поиском специалистов на рынке труда, но и совершенствует систему профессиональной подготовки на предприятии. Это одни из видов замещения критически важных должностей на судах. Например, сейчас на обучение штурмана от третьего помощника капитана до первого старшего помощника капитана в среднем уходит 8-15 лет.
«Перед нами стоит задача в ближайшее время оптимизировать эти сроки подготовки специалистов без ущерба профессиональным компетенциям, - сказала заместитель генерального директора по персоналу и коммуникациям ФГУП «Атомфлот». – У наших коллег в других судоходных компаниях на подготовку того же старшего помощника капитана уходит от 8 до 10 лет. Мы должный выйти к этому уровню».
Особое внимание представители кадровых служб судоходных компаний уделили взаимодействию со средними специальными и высшими учебными заведениями. В приветствии ректора Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова Сергея Барышникова, с которым выступил Директор департамента по конвенционной подготовке Александр Горобцов, была подчёркнута значимость взаимодействия университета с судоходными компаниями и с кадровыми службами. В ходе совместной работы актуализируются образовательные программы, вносятся предложения по обновлению национальных и международных стандартов.
«Атомфлот – давний партнёр университета, – отметил Александр Горобцов. - У нас много точек пересечения в области HR. Вопрос, как действовать в изменяющихся условиях, когда появляется дефицит кадров определённой квалификации, развиваются новые компетенции – крайне актуален. Мы приветствуем идею проведения подобных конференций на регулярной основе».