Комиссия по ядерному регулированию (NRC) США определилась в апреле 2023 года с подходом к регулированию будущих термоядерных установок. На голосование комиссионерам NRC было вынесено три варианта - регулировать так же, как и ядерные установки; регулировать как регулируется обращение с побочными материалами; регулировать по смешанной нормативной базе, составленной на основе двух первых вариантов.
Комиссионеры поддержали второй вариант - регулировать термоядерные энергетические системы необходимо на основе нормативной базы для регулирования обращения с побочными материалами.
Побочные материалы (byproduct material) - по определению NRC, это любые радиоактивные материалы, производимые в ядерных реакторах, за исключением обогащённого урана и плутония.
В понятие побочных материалов входят также хвосты и иные радиоактивные отходы, образующиеся при концентрации урана или тория, при производстве ядерного топлива, при облучении в ускорителе или облучении радиоактивным источником, и так далее.
NRC после консультаций с другими заинтересованными ведомствами может причислить к побочным любой радиоактивный материал, отличный от исходного (природные уран и торий), если он будет признан представляющим угрозу для здоровья людей и/или безопасности Соединённых Штатов.
В российских публикациях встречается также перевод byproduct material как "материал побочного продукта".
Таким образом, основой для нормативной базы для термоядерной энергетики станут статьи "10 CFR Part 30", "10 CFR Part 20", "10 CFR Part 31-37" и "10 CFR Part 39" из свода федеральных нормативных актов США.
Перечисленные статьи имеют отношение к обращению с побочными материалами. Например, статья "10 CFR Part 30" устанавливает правила выдачи лицензий для обращения с такими материалами на территории США.
Выбор в пользу варианта с побочными материалами, сделанный комиссионерами NRC, позволит, как считают в регулирующем органе США, относительно быстро сформировать для термоядерных установок нормативную базу на ближнесрочную перспективу.
Относительно быстро - означает, что такая база будет готова в срок до 2027 года.
Недостатки выбранного варианта также очевидны. Во-первых, нормы для побочных материалов могут оказаться неподходящими для безнейтронных термоядерных технологий (aneutronic technologies) - установок, в которых основная доля высвобождаемой при синтезе энергии переносится не нейтронами, а заряженными частицами.
Второй недостаток подхода касается более отдалённого будущего, когда появятся "более крупные коммерческие термоядерные энергетические системы с повышенной опасностью, отличающиеся от характеристик объектов краткосрочного использования".
Регуляторы понимают, что для таких систем потребуется вводить исключения из правил или запускать длительные по времени процедуры рассмотрения. Естественно, это не порадует разработчиков и может снизить их интерес к созданию крупных термоядерных систем.
Тем не менее, в целом термоядерное сообщество США восприняло решение комиссионеров как свою победу.
Ведь в том случае, если бы за основу для регулирования синтеза были бы взяты нормы для ядерных реакторов, термоядерщикам пришлось бы учитывать невозможные для них события - например, регуляторы могли бы требовать от них страхования от расплавления активной зоны.
Кроме того, нормативная база для обращения с побочными материалами выдвигает более мягкие требования по иностранному участию в проектах и по проведению обязательных слушаний, чем нормы для ядерных реакторов.
Эксперты и наблюдатели полагают, что сделанный комиссионерами NRC выбор приблизит регулирование термоядерных установок в США к регулированию ускорителей.
Конечно, это даст положительный эффект для работ в области синтеза, но только примерно до конца десятилетия. Дальше потребуются новые решения по регулированию этого направления.