Более тысячи турецких старшеклассников стали участниками занятия «Где рождается электроэнергия?» из серии «Атомный практикум», разработанного сетью Информационных центров по атомной энергии (ИЦАЭ). Интерактивные занятия в школах стали частью обширной коммуникационной программы с 24 по 26 апреля, посвящённой завозу ядерного топлива на АЭС «Аккую» — первой атомной электростанции Турции, которую сооружает Росатом.
Специально подготовленные варианты занятия провели турецкие работники «АЭС «Аккую». Вначале старшеклассники выстраивали схему доставки электроэнергии от электростанции до розетки, работая с карточками. На втором этапе участники занятия самостоятельно собирали электрические схемы, демонстрирующие, как механическая энергия преобразуется в электрическую.
Важной частью занятия стало сравнение разных типов электростанций в Турции. Вместе с экспертами школьники выделили плюсы и минусы тепловых и атомных электростанций и ГЭС, а потом разобрали, чем отличается АЭС от других станций.
«Внутри активной зоны атомного реактора начинается самоподдерживающая ядерная цепная реакция деления. Нейтрон на огромной скорости попадает в ядро атома урана, и оно расщепляется на две части, которые называют осколками деления, и ещё высвобождаются два или три нейтрона, которые разлетаются, врезаясь в следующие ядра урана-235. При этом образуется колоссальное количество энергии, которая нагревает воду, вода превращается в пар, пар крутит турбину, и турбогенератор вырабатывает электричество», — объяснила школьникам Айше Гок, эксперт от АЭС «Аккую».
Отдельной темой занятия стала технология получения топлива. Старшеклассники узнали, что процесс производства топлива для АЭС включает в себя добычу урановой руды, конверсию и обогащение урана, производство ТВС и их проверку, а самый эффективный способ обогащения урана – это газоцентрифужная технология, разработанная советскими конструкторами во второй половине ХХ века.
Устройство АЭС ученики изучали с помощью интерактивного приложения «АЭС на ладони», а мифы об атомной энергетике и радиации разоблачали, играя в командную игру «Адреналин» и отвечая на вопросы тематической викторины.
«Я учился в МИФИ, в Москве. После окончания учёбы устроился на работу на АЭС «Аккую». Занятия со школьниками прошли хорошо, и мне понравилось, что старшеклассникам интересна эта тема. Я уверен, что такие рассказы об атомной энергетике важны и нужны, потому что они помогают понять, как работает АЭС, и снижают уровень беспокойства. А ещё я думаю, что после таких занятий кто-то из ребят тоже захочет стать атомщиком, как я», — рассказал Джан Берк Кунач, один из спикеров.
«Это расширенный вариант занятия «Где рождается электроэнергия?». У нас были две главные задачи – показать, насколько высокотехнологично всё устроено на АЭС, и объяснить, что большинство страхов перед радиационными технологиями безосновательны», — пояснила Светлана Чурикова, разработчик сценария занятия, руководитель ИЦАЭ Ростова-на-Дону.
«Школьники с большим интересом включались в занятия, и даже 12-классники увлечённо собирали электрические схемы. У такого способа подачи материала множество плюсов – интерактивная форма, множество позитивных эмоций, а значит, что материал запомнится хорошо и надолго. Мы не просто провели занятия, но и подружились с детьми и оказались с ними в одной команде. Во время перерыва в одной из школ мы вместе со всеми играли в волейбол. Отдельно хочу отметить профессионализм спикеров с «Аккую» — даже на самые сложные вопросы они находили убедительные ответы», — рассказала Ольга Вострухина, генеральный директор ООО «Атомсфера».
«Атомный практикум» — серия интерактивных занятий, посвящённых направлениям деятельности атомной отрасли. Школьники и студенты изучают различные способы получения электроэнергии, лазерные технологии, вырабатывают стратегии осознанного потребления и знакомятся с профессиями атомной отрасли.
Оператором программы для школьников в Турции выступило ООО «Атомсфера».