В Соединённых Штатах микрореакторы, начиная с 2020 года, выделяются в особое направление на регуляторном уровне.
Следует заметить, что чёткой границы по мощности между микрореакторами и малыми реакторами в США не установлено. Предварительно принято считать, что микрореакторы имеют небольшую мощность, порядка десятков мегаватт тепловых.
В своём отчёте специалисты нацлаборатории Айдахо привели список разрабатываемых в США проектов микрореакторов по состоянию на 2023 год.
В списке 13 позиций. Максимальная электрическая мощность 17 МВт(э) у проекта BANR, разрабатываемого компанией BWXT. Минимальная мощность у ряда проектов - примерно 1 МВт(э).
В проектах микрореакторов используются различные технологии теплоносителя - жидкосолевые, высокотемпературные газоохлаждаемые, жидкометаллические, а также тепловые трубки.
Топливо в большинстве проектов - TRISO, но есть проекты с металлическим или диоксидным топливом, а также, как сказано выше, проекты на жидких солях.
В качестве примера для анализа были выбраны два штата - Вайоминг и Аляска. По мнению авторов отчёта, именно эти штаты более всего заинтересованы в малой атомной энергетике.
Вайоминг исторически выстуцает экспортёром электроэнергии, однако его энергетический сектор во многом базируется на угле.
Штат начинает перестройку энергетики, растёт доля ветроэнергетики (двукратный рост генерации с 2019 года). заявлены планы по замене угольных станций атомными проектами, в том числе, системой "Natrium" от компании "TerraPower".
Особенность Аляски - наличие микросетей, питающихся от дизель-генераторов и обслуживающих небольшие изолированные поселения. Кроме того, в штате имеются энергоёмкие горнодобывающие производства, а также крупные потребители (например, четыре больших военных объекта).
Аляска рассматривает возможности по внедрению малой атомной энергетики, как минимум, с 2000-ых годов. В 2022 году местный парламент принял закон, упрощающий строительство в штате малых реакторов, однако многие нормативные вопросы ещё предстоит решить.
В штате Вайоминг специалисты нацлаборатории Айдахо видят следующие возможности для применения микрореакторов:
- энергоснабжение удалённых потребителей - урановых рудников и мест добычи троны (минерал, имеющий химический состав Na2CO3•NaHCO3•2H2O), а также крупных дата-центров;
- энергоснабжение энергоёмких производств, к числу которых относятся горнодобывающие предприятия, майнинг-центры, производство водорода и ряд других производств;
- производство пара, необходимого для процесса получения троны нужного качества;
- также микрореакторы могут оказаться полезными для предприятий, производящих аммиак, причём в этом случае важное значение может сыграть то обстоятельство, что микрореактор, как правильно, является мобильным энергоисточником.
В штате Аляска спектр возможных применений микрореакторов в целом схож с аналогичным спектром для штата Вайоминг с поправкой на особенности северного штата.
На Аляске большую роль могут сыграть мобильные возможности микрореакторов. Их могут перемещать между рудниками по мере возникновения такой необходимости (например, передвинуть после закрытия рудника передвинуть на другой).
Также на Аляске есть крупные военные потребители, заинтересованные в электроэнергии и тепле от микрореакторов.
В отчёте также кратко разобраны факторы, которые могут сдерживать внедрение микрореакторов, причём не только в Вайоминге и Аляске, но и во всех штатах США. В принципе, все эти факторы достаточно очевидны.
Общество плохо понимает, что такое микрореакторы, и это может привести к их неприятию со стороны политиков, активистов и населения.
Дело усугубляет отсутствие чётко сформулированной политики по обращению с ядерными отходами, под которыми в США понимают РАО и ОЯТ. Также нет определённости по топливоснабжению микрореакторов.
Проекты микрореакторов на данный момент существуют только на бумаге (причём и на бумаге они находятся на различных стадиях проработки). Компании, заинтересованные в декарбонизации своей деятельности, могут отказаться ждать появления коммерчески готовых микрореакторов и предпочтут найти иное решение (например, сделают ставку на ВИЭ).
Цена электроэнергии от микрореакторов также может стать сдерживающим фактором. По причине "бумажности" этих проектов их экономическая целесообразность не доказана.
Ещё один фактор - неопределённости в нормативной базе (например, разрешает ли она прямое использование пара, вырабатываемого микрореакторами).
Кроме того, авторы отчёта обратили внимание на такую редко упоминающуюся проблему, как потеря рабочих мест в цепочах поставщиков ископаемого топлива после перехода на микрореакторы. Конечно, этот сектор будет всеми силами сопротивляться внедрению микрореакторов, если ему не предложить необходимые компенсационные меры.