В апреле Управление стратегических возможностей (SCO Министерства обороны США (DOD) объявило о своем решении продолжить проект по созданию и демонстрации прототипа мобильного микрореактора, работающего на топливе TRISO, на площадке INL после выхода окончательного отчета о воздействии на окружающую среду (ОВОС) для этого реактора. Две компании - BWXT и X-Energy - были ранее выбраны в 2019 году для разработки окончательного проекта прототипа микрореактора.
Теперь BWXT выиграла контракт от SCO на завершение строительства и поставку микрореактора в 2024 году. Прототип будет построен по контракту сметного типа стоимостью около 300 миллионов долларов США, в зависимости от выбранных вариантов, компанией BWXT Advanced Technologies LLC на предприятиях в Линчбурге, штат Вирджиния, и Эвклиде, штат Огайо. Ожидается, что в течение следующих двух лет над проектом будут работать около 120 сотрудников, сообщили в компании.
"Мы выполняем миссию по проектированию, строительству и испытанию новых ядерных технологий для защиты окружающей среды и обеспечения энергоснабжения, и мы очень рады этой награде, полученной на конкурсной основе после многих лет напряженной работы нашей команды конструкторов и инженеров", - сказал президент BWXT Advanced Technologies Джо Миллер, - "Вся атомная промышленность признает, что передовые реакторы - это важный шаг вперед для обеспечения растущих потребностей в электроэнергии и значительного сокращения выбросов углерода".
SCO сотрудничает с Министерством энергетики США для разработки, создания прототипа и демонстрации мобильного микрореактора в рамках, как было сказано, общегосударственных усилий, опираясь также на опыт Комиссии по ядерному регулированию, Инженерного корпуса армии США, NASA и Национального управления ядерной безопасности. Мобильные микрореакторы, способные поставлять экологически чистую, безуглеродную энергию туда и тогда, где и когда она необходима, могут обеспечить устойчивый источник энергии для оперативных нужд Министерства обороны, но также потенциально могут быть использованы в гражданском и коммерческом секторах для реагирования на стихийные бедствия и восстановления после них, производства энергии в удаленных местах и инициатив по глубокой декарбонизации.
“Высокотемпературный газоохлаждаемый микрореактор (HTGR) будет работать на мощности от 1 до 5 МВт и будет транспортироваться в имеющихся в продаже морских контейнерах”, - заявили в BWXT, - “Он будет работать на топливе TRISO (TRIstructural-ISOtropic) из высокопробного низкообогащенного урана (HALEU), которое может выдерживать экстремальные температуры и имеет очень низкие экологические риски”.
“Транспортабельная конструкция состоит из нескольких модулей, которые содержат компоненты микрореактора в 20-футовых (6-метровых) транспортных контейнерах CONEX, отвечающих требованиям ISO”, - сообщили в BWXT, - “Микрореактор разработан для безопасного и быстрого перемещения автомобильным, железнодорожным, морским или воздушным транспортом, а вся конструкция микрореактора может быть собрана на месте и введена в эксплуатацию в течение 72 часов. Выключение, охлаждение, отсоединение и демонтаж для транспортировки займут менее семи дней”.
Командные усилия BWXT и компаний-партнеров
BWXT является основным заказчиком и ведущей компанией по интеграции, ответственной за производство реакторных модулей, а Northrop Grumman, Aerojet Rocketdyne, Rolls-Royce LibertyWorks и Torch Technologies, Inc среди прочих компаний играют ключевые роли в проекте.
Микрореактор и топливо будут доставлены отдельно на испытательный полигон, где будет произведена его загрузка. Затем микрореактор пройдет до трех лет испытаний в INL для подтверждения производительности и работоспособности. Он также будет разобран и вновь собран, чтобы доказать его транспортабельность.
Поскольку проект не является коммерческим, прототип микрореактора будет испытываться и эксплуатироваться с разрешения Министерства энергетики. Комиссия по ядерному регулированию США также принимает участие в проекте, чтобы предоставить точную, актуальную информацию о применимых нормах и процессах лицензирования.