17 июня 2023 года в рамках Петербургского международного экономического форума прошла сессия «Наставничество как система по развитию кадров». В дискуссии приняли участие представители государственного сектора, общественных организаций, крупных работодателей и организаций из сферы образования.
В обращении к Федеральному собранию президент России Владимир Путин поставил задачу подготовить за 5 лет порядка 1 млн специалистов для ключевых отраслей экономики. Это требует современных технологий передачи навыков, знаний и компетенций.
Для этого создается система, которая обеспечит появление в России новой должности «Наставник», а также правовое регулирование наставнической деятельности. В целях признания социального статуса и популяризации роли наставника важно развивать систему мотивации, включающую методы поощрения, признания заслуг и достижений в наставнической деятельности.
Организатором мероприятия выступили Министерство просвещения Российской Федерации, ПАО «Татнефть» и Государственный Университет Просвещения. Модерировал сессию Руслан Новиков, генеральный директор, АО «Аргументы и факты».
В рамках сессии Денис Грибов, заместитель Министра просвещения Российской Федерации, прокомментировал историческую преемственность института наставничества в России:
«Для того, чтобы глубинно понять терминологию, нужно в самом начале сформулировать, что такое наставничество. Мы помним, что термин наставничества не нов, он активно применялся еще в советской системе, в работе на предприятиях, когда, как правило, выпускники средних профессиональных училищ приходили на производство и начинали свою трудовую деятельность. К ним приставляли тех работников предприятия, которые могли поделиться профессиональным опытом, они и были наставниками на производстве. Кроме того, процесс был регламентирован в нормативно-правовой базе, и действовала система мотивации наставничества».
Продолжая обсуждения профессионального стандарта, Любовь Духанина, председатель Совета по профессиональным квалификациям в сфере образования, подчеркнула:
«Профессиональный стандарт – это инструмент очень мягкого регулирования. Он не распространяется на нетрудовые отношения. Он не ограничивает добровольное занятие этой деятельностью. Наставничество является важным инструментом, который может использоваться в разных ситуациях. Другой по скорости системы передачи знаний нет».
С каждым годом растет спрос на выпускников техникумов и колледжей. Наставничество как система по развитию кадров с точки взаимодействия зрения университета и корпоративных партнёров – важный аспект, который будет интегрироваться в систему образования. Ирина Рудская, Профессор Санкт-Петербургского политехнического университета им. Петра Великого отметила, что профессиональный стандарт будет интегрирован в положение о корпоративных магистерских программах.
Наставническая деятельность выходит за рамки профессиональной и включает в себя сложную систему взаимоотношений. Так, по словам Оксаны Ачкасовой, заместителя генерального директора АНО «Россия – страна возможностей», лидер и наставник - не синонимы, но каждый лидер является наставником, иногда неосознанно. Наставником же можно быть на разной должности и в разных корпоративных ролях.
Ольга Рыбина, председатель президиума Ассоциации «Федерация профессиональных коучей и наставников», считает, что работа наставника помогает сэкономить ресурс времени на подготовку специалистов.
Наставник становится передовой фигурой в организациях, лидером изменений, хранителем уникальных знаний и ценностей, носителем корпоративной культуры. Поэтому компании реализуют комплексные программы наставничества и сопровождения молодых специалистов. Андрей Глазков, начальник управления по работе с персоналом ПАО «Татнефть», рассказал, что в компании четыре года реализуется программа для студентов, которые при поддержке наставников могут подключаться к текущим проектам.
Генеральный директор Корпоративной Академии Росатома, Юлия Ужакина отметила, что наставничество – неотъемлемая часть корпоративной культуры Росатома. Наставник нужен каждому человеку, проходящему через жизненные изменения, будь то приобретение новой профессии или назначение на новую должность.
«Наставничество в здравоохранении и в медицине помогает ускорить процесс эффективной постановки медицинских навыков», — считает Георгий Надарейшвили, Директор Федерального центра поддержки добровольчества в сфере охраны здоровья Минздрава России.
В условиях возросших обязательств по реализации производственной программы и ГОЗ, даже привлекая кадры из гражданского сектора и выпускников СПО, в том числе по ускоренным программам и «Профессионалитета», без наставничества вопрос быстрого вхождения в рабочие профессии не решить. Поэтому в «Ростехе» сейчас основной фокус на развитии наставничества именно применительно к рабочим кадрам рассказала Юлия Цветкова, директор по управлению персоналом Государственной корпорации «Ростех».
Продвижение наставничества на региональном и федеральном уровнях способствует созданию благоприятной среды для профессионального роста педагогов и развития системы наставничества в целом. Спикеры пришли к выводу, что для системного развития института наставничества в России необходимо выстроить единое понятийное поле. Поэтому для обеспечения нормативно-правового регулирования все сфокусированы на подготовке в течение месяца первого проекта профессионального стандарта. В то же время участниками стратегической сессии была поддержана идея о том, что наставничество, как идеология, не должна ограничиваться только Годом педагога и наставника.