Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики предлагает определить единым морским оператором северного завоза госкорпорацию «Росатом» сроком на 15 лет. Как передает корреспондент ИАА «ПортНьюс», об этом в ходе сессии «Система управления северным завозом: новая реальность» на Восточном экономическом форуме (ВЭФ-2023) сообщил специальный представитель по вопросам развития Арктики государственной корпорации «Росатом» Владимир Панов. По его словам, в рамках этого предложения сейчас оценивается и потребность строительства нового флота для организации северного завоза.
«Мы сейчас начинаем оценку этой работы. Наша задача номер один — сделать гарантированный северный завоз. И номер два — это экономика. Именно на экономике в ближайшие 2-3 месяца мы будем сосредоточены, и тогда будут видны все этапы, в том числе приобретение судов, строительство новых, возможно, меры господдержки», — сказал Владимир Панов.
Он сообщил, что Росатом провел предварительные переговоры с теми судовладельцами, которые в настоящее время обеспечивают северный завоз. «Вопрос судов, действительно, стоит остро», — пояснил спикер. Согласно анализу Росатома, всего 42 судна арктического класса используются для северного завоза и просто грузоснабжения на Северном морском пути (СМП). К 2030 году возраст большинства из этих судов превысит 30 лет. Этот же флот задействован и в грузоперевозках для строящихся инфраструктурных проектов в Арктике.
«Например, «Восток Ойл», — пояснил Владимир Панов. — Объем перевозок составляет около 500 тыс. тонн в год только для него. Это создает конкуренцию с перевозками северного завоза. Такие мощные инфраструктурные проекты могут в одночасье собирать с рынка все суда, и, соответственно, существует вопрос возможного дефицита».
Спикер добавил, что за последние 10 лет не было заказано ни одного судна-снабженца. «Не потому, что судоходные компании не знают, где и как заказать, они не имеют гарантии загрузки такого судна. Это не позволяет сделать соответствующий заказ и собрать проектную модель. Судовладельцу нужна уверенность на 15 лет, тогда можно привлечь деньги и построить судно», — сказал он.
Законодательные новеллы, безусловно, дадут прозрачность и позволят создать гарантированный заказ, считает представитель Росатома.
Как сообщалось ранее, 4 августа 2023 года президент РФ Владимир Путин подписал федеральный закон «О северном завозе». В рамках этого закона до 2026 года правительство должно принять решение о едином морском операторе северного завоза.
«Есть переходный период, чтобы не сломать то, что уже работает, а улучшить», — прокомментировал Владимир Панов.
Первый заместитель министра по развитию Дальнего Востока и Арктики Гаджимагомед Гусейнов добавил в ходе дискуссии, что единый морской оператор северного завоза должен будет формировать флот. «Сейчас нет отдельной программы строительства этого флота. Такую программу мы будем закладывать в рамках единого морского оператора», — сказал он. По словам замминистра, Минвостокразвития намерено выступить федеральным координатором северного завоза: «Мы подготовили соответствующий проект постановления правительства». В этом случае Минвостока будет утверждать план северного завоза на трехлетний период, маршрут и график движения судов единого морского оператора.
Напомним, в настоящее время в географию северного завоза входят 25 российских регионов, где проживает 3 млн человек. Каждый год при помощи северного завоза они получают около 3,4 млн тонн грузов.