Гостей мероприятия ждало множество активностей. Перед телемостом школьники сыграли в фирменные «настолки» сети ИЦАЭ, такие как «Атомное мемори», «Профессионалы», «Хронограф». Кроме этого, ребята посетили онлайн-экскурсии по «полигону» с макетами реакторов и тепловыделяющих сборок Уральского энергетического института УрФУ в Екатеринбурге, а также по центру ядерной медицины «ПЭТ-Технолоджи» в Кирове. Также каждый смог научиться пользоваться дозиметром и даже примерить костюм атомщика.
Увидеть разнообразие профессий в сфере атомной энергетики школьникам помогла Александра Вальцева, физик и старший преподаватель кафедры тепловых электрических станций УрФУ. Спикер рассказала о роли атомной энергетики в энергосистеме страны, а ещё о не самых очевидных сферах её применения: от ледоколов и подлодок до машин и поездов. Например, школьники узнали о советском проекте атомного локомотива, который закрыли, потому что из-за огромной массы такой поезд продавливал под собой рельсы.
«Атомная промышленность — это не только электричество. Сила энергии атома применяется в разных направлениях, но везде направлена на процветание и комфортное проживание человечества», — добавила Александра Вальцева.
Кроме того, в ходе телемоста спикер провела экскурсию по «секретному полигону» Уральского энергетического института УрФУ. По словам Александры Вальцевой, аудитория Т-100 – уникальная и самая загадочная лаборатория, которая дает наглядное представление об основном оборудовании атомных электростанций. На экскурсии школьники из Екатеринбурга вживую, а из Кирова — по видеосвязи, рассмотрели макеты тепловыделяющих сборок, уменьшенную модель парогенератора атомной станции для реактора ВВЭР-1000, подробный разрез реакторного зала с реакторной установкой ВВЭР-1000, небольшую модель графитовой кладки реактора РБМК-1000, а также разобрали схемы устройства реакторов БН-600 и БН-800.
В продолжение темы многообразия профессий атомной отрасли спикер телемоста в Кирове, главный врач центра ПЭТ-Технолоджи Андрей Андронов рассказал гостям мероприятия, что такое ядерная медицина и как в современном мире применяются данные технологии.
«История ядерной медицины – это череда случайных событий, которые произошли с учёными, которые впоследствии стали известными», – начал своё выступление Андрей Витальевич. Так, совершенно случайно получился первый рентгеновский снимок, сделал его немецкий физик Вильгельм Конрад Рентген в 1885 году.
Следующая случайность произошла с Дьёрдом Хевеши, впоследствии лауреатом Нобелевской премии по химии, когда он заподозрил, что хозяйка квартиры кормит его блюдами из остатков еды. Недолго думая, он взял и пометил радиоактивными материалами еду, чтобы проверить, приготовят ли из этого новые блюда. На следующий день с помощью электроскопа он экспериментально подтвердил свои опасения – еда была радиоактивной. Именно на «маркировке» радиоактивными веществами основана практически вся радионуклидная диагностика.
Более подробно спикер остановился на рассказе о ПЭТ-технологии. Это метод регистрации распределения в организме позитрон-излучающих радионуклидов, которыми могут быть маркированы многие биоактивные вещества, а ПЭТ/КТ – гибридная технология совмещенных изображений.
Эксперт ответил и на вопрос, почему же именно больные клетки накапливают в себе радиоактивный препарат, который затем «засвечивается» на снимках.
«Это объясняется эффектом Варбурга. Немецкий биохимик Отто Генрих Варбург выяснил, что в раковых клетках кислая среда. Сначала ошибочно полагал, что именно из-за кислой среды клетки «заболевают», но в последствии выяснилось, что кислая среда – не причина опухоли, а лишь её следствие, и злокачественная опухоль – «ловушка глюкозы». Таким образом, добавляя радиоактивные вещества в глюкозу, можно обнаружить опухоль», — пояснил Андрей Андронов.
После выступления спикеров у аудитории возникло много вопросов. Так, Матвей из Кирова поинтересовался, как именно производят лекарства для ядерной медицины. Андрей Андронов рассказал ребятам, что фармпрепарат, который используется в Кировском центре – это 18F-фтордезоксиглюкоза (18F-ФДГ), которая позволяет с высокой чувствительностью выявлять самые разнообразные злокачественные новообразования. Производится он на специальном циклотроне в Казани, откуда ежедневно доставляется в Киров. Данный фармпрепарат очень быстро теряет свою радиоактивность, что позволяет не наносить вред органам и тканям пациентов. Однако это ограничивает процесс доставки и время его эффективного использования.
«Срок его жизни всего 6 часов, затем препарат становится полностью безопасным», – рассказал эксперт.
В завершении своей лекции доктор Андронов рассказал, какие специальности сегодня востребованы в ядерной медицине и конкретно в их центре. На сегодняшний день это рентгенолаборант ПЭТ/КТ, врач-рентгенолог / радиолог, инженер по радиационной безопасности. На вопрос Ольги из Кирова о том, можно ли получить это образование в регионе, был дан утвердительный ответ – Кировский медицинский институт готовит данных специалистов. Но, конечно, молодые сотрудники проходят дополнительное обучение для работы на сложном оборудовании.