Специалисты Госкорпорации «Росатом» завершили испытания мобильного лазерного комплекса для удаления разлива нефтепродуктов на водной поверхности. Эксперимент проводился в акватории Охотского моря у побережья острова Сахалин. Лазерная разработка специалистов Троицкого института инновационных и термоядерных исследований (АО «ГНЦ РФ ТРИНИТИ», входит в Госкорпорацию «Росатом»), созданная в рамках Единого отраслевого тематического плана (ЕОТП), применялась для выжигания нефтяного пятна впервые. Заказчиком создания лазерного комплекса выступило Частное учреждение по обеспечению научного развития атомной отрасли «Наука и инновации».
Эксперты института использовали специальное оборудование, блокирующее попадание горючих веществ в воду, и соблюдали все необходимые меры безопасности. В ходе испытаний мобильный лазерный комплекс разместили на палубе грузового судна. Для имитации нефтеразлива использовался плот, состоящий из деревянного каркаса и закрепленных на нем листов пеноплекса. Сверху плот был покрыт листами рубероида, на них нанесли слой специальной смеси повышенной вязкости из сырой нефти и битума, чтобы исключить возможность ее вытекания и попадания в море. Специалисты института, с помощью лазерного излучения, осуществили поджиг горючей смеси на плоту с расстояния около 300 метров.
«Проведенные испытания показали, что применение лазерных технологий для удаления нефтяной пленки на поверхности воды может стать перспективным методом ликвидации аварийных разливов в Арктике, где из-за низких температур невозможно использовать биологические методы, а работе нефтесборщиков мешает лед. Отечественный лазер позволит проводить работы по очистке безопасно и оперативно», – прокомментировал генеральный директор ГНЦ РФ ТРИНИТИ Кирилл Ильин.
Мобильный лазерный комплекс Росатома позволяет проводить очистку бесконтактно и дистанционно – на расстоянии до 300 метров. Его применение не требует подготовительных работ.
После завершения испытаний специалисты института планируют создать опытный образец лазерного комплекса для оперативного реагирования на аварийные разливы нефтепродуктов. Он будет размещаться на палубе судна, работающего на Северном морском пути.