Делегация НИЯУ МИФИ во главе с ректором университета Владимиром Шевченко принимает участие в III Конгрессе молодых ученых, который проходит в Парке науки и искусств «Сириус» в Сочи 28-30 ноября. Сегодня ректор, в частности, описал способы «заякорить» молодежь в наукоградах, рассказал о конкурентоспособности абитуриентов МИФИ на мировом рынке и описал важный парадокс проекта «Передовые инженерные школы».
Сегодня Владимир Шевченко выступил сразу на трех площадках конгресса. Мероприятия с участием ректора имели хоть и различную тематику, так или иначе касались одной значимой темы – воспитания инженеров будущего. Людей, которые станут высококлассными специалистами, успешными технологическими предпринимателями, выдающимися учеными и смогут менять этот мир к лучшему. Такое воспитание должно начинаться со школьной скамьи.
Выступая на круглом столе «Новые подходы в развитии наукоградов и других территорий с высоким научно-технологическим потенциалом», Владимир Шевченко отметил, что механизм ЕГЭ является одним из основных факторов оттока талантливых и мотивированных детей из наукоградов.
При этом для сохранения и возвращения талантливой молодежи в наукограды, по мнению ректора, важна «бутиковость» высшего образования. Второе условие – наличие «большого внятного проекта», такого, как NICA в Дубне, «Обнинск-тех» в Обнинске или НЦФМ в Сарове.
«Необходимо также сформировать механизм привлечения внутреннего ресурса конкретной территории», – отметил ректор, приведя пример города Купертино в пригороде Сан-Франциско, где располагается штаб-квартира компании Apple. Секретом успеха города стал особый режим налоговых преференций. И Владимир Шевченко призвал власти наукоградов проработать подобную возможность для привлечения инвестиций дружественных стран. «Уверен, нам есть, что предложить», - резюмировал он.
В рамках трека «Возможности десятилетия науки и технологий в России» состоялась панельная дискуссия «Развитие человеческого капитала со школьной скамьи». Что может мотивировать детей к углубленному изучению физики, химии, биологии, математики? Каковы успешные кейсы в области развития и популяризации образовательных инициатив? Какие меры улучшат социально-образовательную среду в школе? Участники дискуссии постарались приблизиться к ответам на эти непростые вопросы.
По словам министра науки и высшего образования Валерия Фалькова, любые изменения в системе высшей школы надо начинать со школы общеобразовательной, а подготовка хорошего инженера должна вестись уже с младших классов. Только так университеты смогут стать полноценными участниками социально-экономического развития страны.
Именно таким образом и построена работа с абитуриентами в НИЯУ МИФИ, где есть не только университетские лицеи, но и детский сад со своим инженерным кружком. Владимир Шевченко обратил внимание участников дискуссии на важность индивидуального, диверсифицированного подхода к будущим студентам.
«Хорошая новость для системы высшего образования в том, что абитуриенты, которые приходят в лучшие технические университеты нашей страны, не уступают тем, кто приходит в лучшие вузы мира. У нас очень высокая стартовая точка – к нам поступают хорошо подготовленные, мотивированные молодые люди. Важно, чтобы, став выпускниками, они сохраняли глобальную конкурентоспособность», – сказал ректор НИЯУ МИФИ.
Также важно, по мнению Владимира Шевченко, не потерять ни один талант, не пропустить того, кто может стать блестящи инженером, несмотря на не совсем блестящую учебу в школе. Именно для этого создана целая система инженерных конкурсов, олимпиад, проектов, таких как «Код МИФМста», позволяющих поступить в университет благодаря индивидуальным достижениям. Ведь результаты ЕГЭ не всегда отражают реальные способности абитуриентов.
Экспертная сессия «От контакта до контракта: что надо изменить в компаниях и университетах, чтобы бизнес получал пользу от сотрудничества с исследователями» подняла вопрос о том, как активизировать и синхронизовать встречное движение вузов и предприятий для получения реальных экономических эффектов.
Владимир Шевченко отметил, что «золотого стандарта» во взаимоотношениях университетов и индустриальных партнеров не существует: одним компаниям важно набрать большое количество сотрудников, другим – пригласить на работу двух-трех специалистов топового уровня, третьим – повысить капитализацию предприятия, занимаясь технологическими стартапами, придуманными выпускниками университета.
«Проект «Передовые инженерные школы», где ведущие индустриальные партнеры с тридцатью ведущими университетами готовят инженеров новой формации для решения фронтирных задач, развивается, и со временем в нем выявляются интересные внутренние тенденции. Индустриальный партнер, вкладывает ресурсы в ПИШ, исходит из гипотезы, что эти ресурсы окупятся – к нему придут работать подготовленные специалисты. Но чем больше он вкладывает в подготовку специалистов, тем выше их стоимость на рынке труда, тем больший интерес они представляют для хантеров из других компаний», – обозначил проблему Владимир Шевченко.
Ректор НИЯУ МИФИ также привел цитату знаменитого лингвиста Ноама Хомского:
«Невозможно измерить величину ущерба, который причиняется людям и обществу в связи с тем, что школы и университеты превращаются в учреждения, цель которых производить продукты для рынка труда. Забывается исконная цель университета – пробуждать мыслить и исследовать творчески и независимо, подвергать сомнению устоявшиеся догмы, открывать новые горизонты, не оглядываясь на внешние ограничения».