Госкорпорация проинформировала профильную рабочую группу Совета Федерации о ходе реализации поручений Президента Российской Федерации в сфере экологии.
15 мая 2024 года рабочая группа при Комитете Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию по мониторингу создания инфраструктуры для обращения с отходами I и II классов и ликвидации наиболее значимых объектов накопленного вреда обсудила развитие системы обращения с опасными отходами, в том числе на труднодоступных и новых территориях. Кроме того, сенаторы, депутаты, представители регионов и общественных организаций ознакомились с ходом приведения в безопасное состояние объектов, отмеченных Президентом Российской Федерации в ходе ежегодного Послания Федеральному Собранию.
В рамках федерального проекта «Инфраструктура для обращения с отходами I-II классов опасности» Госкорпорация продолжает создание производственной инфраструктуры высокотехнологичной переработки, состоящей из семи производственно-технических комплексов. В 2024 году будут введены в эксплуатацию первые два из них – «Горный» в Саратовской и «Щучье» в Курганской областях, что позволит создать базовую инфраструктуру, а к 2026 году обеспечить ее развитие с учетом динамики потребностей рынка.
Введена в эксплуатацию и бесперебойно функционирует с 2021 года федеральная государственная информационная система учета и контроля за обращением с отходами I и II классов (далее – ФГИС ОПВК). На цифровой платформе в режиме «единого окна» для отходообразователей, операторов по транспортированию и переработке работает 102 тыс. пользователей, что более 55 тыс. организаций или 92% рынка.
«Мы должны четко знать, у кого и сколько образуется отходов и как осуществляется обращение с ними, – прокомментировал заместитель председателя Комитета Государственной Думы по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды Александр Коган. – Без достоверных данных и полной прослеживаемости сегодня сложно принимать решения и выстраивать систему. Например, с момента запуска реформы обращения с твердыми коммунальными отходами на 25% снизился их объем. Это касается и перетока отходов I–II классов опасности в побочную продукцию и в III класс опасности. Мы готовы искать оперативные решения и воплощать их в жизнь».
На заседании обсудили вопросы законодательного регулирования обращения с отходами, а также вопросы правоприменительной практики в части административной ответственности за непредставление информации в ФГИС ОПВК. Кроме того, участниками совещания был рассмотрен вопрос запрета на отнесение отходообразователями опасных отходов к побочной продукции. Члены рабочей группы также обратили внимание на необходимость регулирования ситуации в сфере обращения с отходами III класса, схожими по компонентному составу с отходами I-II классов.
Еще один вопрос, который также вошел в повестку дня – увеличение срока накопления отходов I-II классов на труднодоступных территориях на более длительный период (до 24 месяцев). По мнению участников заседания, с учетом их незначительных объемов на труднодоступных территориях, отсутствия транспортной доступности или большой удаленности от населенных пунктов, как, например, в районах Крайнего Севера – это могло бы стать оптимальным решением, не влияющим на тарифы. Данное предложение в ходе выступлений поддержали представители субъектов РФ.
«Наша рабочая группа поддерживает сохранение федерального проекта «Инфраструктуры для обращения с отходами I-II классов опасности» в составе национального проекта «Экологическое благополучие», – заявил первый заместитель Председателя Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Олег Кувшинников. – В Послании, а позже в 309-майском Указе Президентом была отмечена также необходимость ликвидации опасных объектов накопленного вреда, важнейшими критериями при отборе которых являются риск для жизни и здоровья граждан и близость к населённым пунктам. Мы понимаем, что личное внимание Главы государства предполагает и нашу особую ответственность, поскольку на парламентском уровне только мы осуществляем мониторинг хода работ на них».
За неполных четыре года отмечен значительный прогресс в решении Росатомом экологических проблем на территории городского округа г. Усолье-Сибирское, полигона «Красный Бор» и ОАО «БЦБК». О результатах работ на объектах доложил директор направления по реализации государственных и отраслевых программ в сфере экологии Госкорпорации «Росатом» Андрей Лебедев. В Усолье-Сибирском снят режим чрезвычайной ситуации и демонтированы все опасные наземные здания. На бывшем Байкальском ЦБК предотвращена угроза залпового загрязнения озера Байкал и начато создание технологической инфраструктуры для очистки щелокосодержащих стоков и надшламовых вод. На полигоне «Красный Бор» Госкорпорация завершает создание технологической инфраструктуры для обезвреживания жидких и пастообразных отходов.
«В настоящее время, благодаря работе Росатома, угрозы жизни и здоровью людей, живущих вблизи объектов, на которых более полувека накапливались токсичные отходы, нет. В прошлом году нам удалось полностью решить вопросы по импортозамещению технологий и оборудования, что позволило оперативно обеспечить формирование технологического суверенитета. По предварительным оценкам ликвидация «наследия прошлого» в рамках задач по достижению национальной цели «Экологическое благополучие» и в ходе дальнейшей реализации одноименного национального проекта, что позволит улучшить качество жизни для почти 7 млн граждан», – подчеркнул Андрей Лебедев.