Освоение месторождений на Крайнем Севере начинается с постройки в чистом поле вахтового поселка. Когда рабочим есть где жить, можно приступать к добыче полезных ископаемых. Строительством мобильных поселков занят резидент территории опережающего развития (ТОР) «Железногорск» — завод «Лидер», который недавно произвел тысячный вагон-дом. Но владельцы компании мечтают о большем: их манит колонизация Марса.
Бизнес затеяли в Красноярске два друга-однокашника — Дмитрий Трунев и Иван Мячев. Поработав на северных вахтах, они сполна хлебнули бытовых неудобств.
Начинали в 2008 году, обустраивая опорные базы и подбазы в отдаленных районах Крайнего Севера. Теперь компания производит жилые вагоны-дома на колесном шасси, мобильные лаборатории, сушилки, бани, сауны, офисы, склады-рефрижераторы, электростанции, станции очистки воды и стоков.
«Можем сделать фельдшерский пункт или тренажерный зал — это варианты комплектации и исполнения наших вагонов-домов. По желанию клиента изготовим и соберем все, что может понадобиться в вахтовом поселке, — рассказывает Иван Мячев. — Таковой, разумеется, строится со всеми удобствами и подключается ко всем доступным коммуникациям».
Ввод в эксплуатацию мобильного поселка (от завоза модульных строений до запуска мобильной электростанции) занимает от одного до пяти дней. Фактически прямо с колес рабочий коллектив может приступать к геологоразведке, намывке опытных партий золота или других руд. «Наши основные заказчики — нефтегазодобывающие компании, горнорудные предприятия, военные. Тесно работаем и с дочерними компаниями «Росатома». Главным образом с геологами, геофизиками, строителями», — поясняет Иван Мячев.
В 2020 году партнеры решили перейти от сборки к полноценному проектированию и поточному производству модульных конструкций. Развивать такой бизнес в Красноярске оказалось сложно и дорого.
«Мы стали искать подходящую площадку. Оптимальная нашлась в Железногорске. Мы купили освободившиеся заводские помещения. Выпустили первую продукцию, начали оформлять резидентство в ТОР», — вспоминает Иван Мячев.
Но завод, где обосновались партнеры, находился за пределами ТОР. «Мы направили письмо на имя председателя правительства Михаила Мишустина с просьбой согласовать прецедент — зарегистрировать в ТОР «Железногорск» наше предприятие, которое расположено не на отведенной для ТОР территории, а в ЗАТО. Решение правительство приняло в нашу пользу, но на это потребовалось полтора года. Сейчас этот опыт тиражируется по всей России», — говорит Иван Мячев.
На заводе «Лидер» работают около 100 человек, все — жители Железногорска. Руководство планирует купить еще одно пустующее заводское здание в городе и в 2025 году запустить там полноценную производственную линию. Для этого, помимо собственных средств компании, привлекли инвестиции в размере 3,5 млн рублей.
«Наша цель — улучшение бытовых условий сотрудников в вахтовых поселках. А мечта — построить поселок на Марсе для покорителей Красной планеты, — делится планами Иван Мячев. — Я сам на Крайнем Севере проработал больше 20 лет. Прекрасно знаю, что такое тундра и как в ней живется. Вот и возникла мысль — а почему бы не замахнуться на Марс, ведь наши поселки спроектированы для экстремальных условий».
Пока надежных контактов с производителями космической техники нет. Год назад владельцы «Лидера» побывали на Байконуре в качестве гостей по приглашению сотрудников «Роскосмоса». Увидели запуск пилотируемого космического аппарата, познакомились с космонавтами. «Пока увеличиваем насмотренность на технологии, которые применяются при строительстве орбитальных модулей», — резюмирует Иван Мячев.
Неразрешимых сложностей, которые не позволят железногорскому заводу «выйти в космос», предприниматель не видит, были бы заказы. Единственное, что сдерживает рост производства на Земле, — нехватка сотрудников.
«Мы организаторы группы промышленников «Объединенные машиностроители Сибири», в которую входят 15 предприятий. Еженедельно посещаем одно из них и проводим мозговой штурм по вопросам его развития. В тройке проблем везде — кадровый голод», — признает Иван Мячев.
По его словам, потенциальные кадры машиностроительных заводов либо ездят на вахты рядовыми нефтяниками и промысловиками, либо уходят в такси и доставку: «Человек с высшим инженерно-техническим образованием, работая курьером, может получать те же 80 тыс. в месяц, что и на заводе. Многие, увы, выбирают работу курьера. Молодежь не прельщает производство, трудности. Не хотят люди работать по строгому графику, напрягаться в случае экстренной необходимости».
Возможно, решить кадровую проблему железногорским машиностроителям поможет космическая мечта. Все-таки проектировать и строить дома для Луны и Марса не в пример интереснее, чем доставлять суши или пиццу.