Директор Ассоциации поставщиков нефтегазовой промышленности «Созвездие» Сергей Смирнов в ходе III конференции «Судоремонт, модернизация, комплектующие» расскажет о состоянии и перспективах развития судоремонта в Архангельской области. Конференция состоится в Санкт-Петербурге 16 сентября 2024 года.
Архангельская область является центром ремонта и технического обслуживания морских и речных судов, осуществляющих снабжение арктических проектов, а также ледокольного и вспомогательного флота, осуществляющего сопровождение судов в морских каналах и портовых акваториях.
В Архангельской области действует группа судоремонтных предприятий гражданской направленности, самые видные из которых — судоремонтный завод «Красная Кузница» (архангельский филиал АО «ЦС «Звездочка»), База технического обслуживания АО «Архангельский траловый флот», группа компаний «Оптимист», АО «Архангельская ремонтно-эксплуатационная база флота». Эти предприятия проводят комплексный ремонт полного цикла, осуществляют агрегатный метод ремонта, могут проводить модернизацию отдельных типов судов. Всего в сфере судоремонта (с учетом оборонных заводов) в регионе занято более 11 тыс. человек.
«Сегодня судоремонтные заводы Архангельской области испытывают ощутимый дефицит судоподъемных мощностей. Загрузка действующих доков распланирована почти на два года вперед, — отмечает глава ассоциации «Созвездие». — Вкладом в развитие безопасного и устойчивого судоходства на Севморпути будет создание в Архангельской области нового, современного судоремонтного производства, позволяющего осуществлять как плановый, так и аварийный ремонт судов арктического гражданского флота».
Целевой сегмент нового предприятия (более 250 судов) охватывает суда морских портов Архангельск, Мурманск и Большой порт Санкт-Петербург, имеющие класс Российского морского регистра судоходства (РС) и Российского классификационного общества (РКО) и эксплуатируемые в акватории Северного морского пути (СМП). Основные типы судов по назначению — суда, перевозящие генеральные грузы, рыболовные суда, суда, перевозящие наливные грузы, научно-исследовательские суда.
При создании нового судоремонтного предприятия необходимо предусмотреть создание ряда объектов инфраструктуры, требующих существенных капительных вложений: увеличение судового хода и проходных осадок у площадки размещения судоремонтного предприятия; строительство двух доков; строительство причальной линии; комплекс цехов; другие объекты производственной инфраструктуры.
Сергей Смирнов также отмечает, что региональная система подготовки кадров для судостроительной промышленности представлена в Архангельской области четырьмя техникумами (три из которых находятся в Северодвинске и один в Архангельске) и подразделением филиала САФУ в Северодвинске — Институтом судостроения и морской арктической техники, где сохранена система подготовки «завод-втуз», совмещающая учебную и практическую подготовку. Суммарно в пяти учебных заведениях учится более 2,5 тыс. студентов. Действующие объемы подготовки молодых специалистов не позволяют удовлетворить растущий спрос, особенно с учетом отрицательной демографической динамики и оттока кадров из Архангельской области. Поэтому руководство региональных предприятий разрабатывает меры для привлечения и поддержки молодых специалистов, проводит профориентационные мероприятия и инициирует сотрудничество с образовательными учреждениями.