Особенности и типы объектов Солнечной системы, нюансы космонимики и историю электронной музыки узнали гости мероприятия «ИЦАЭ OPEN: под звёздами», которое состоялось 8 сентября на территории яхт-клуба «Параллель 56». Информационный центр по атомной энергии (ИЦАЭ) Владимира подготовил для гостей подвижные игры на свежем воздухе, лекции о космосе и даже «космическую» музыку.
Мероприятие началось с уличных активностей — гигантской дженги, атомного пазла, радиоактивной викторины и измерения радиации для всех желающих. Гости подходили к экспонатам, расспрашивали о физических законах, отвечали на вопросы и получали памятные сувениры от ИЦАЭ Владимира за правильно выполненные задания.
Далее музыка из «Пиратов Карибского моря» в исполнении Никиты Дёмина позвала слушателей на лекции. Сначала выступил Александр Тучин, учитель физики, почётный работник образования РФ, победитель районного конкурса «Учитель года — 2024», с лекцией «Под светом звезды по имени…».
«Любой свет, который мы видим, — это свет звёзд. Зрение появилось благодаря тому, что есть свет. Хрусталик фокусирует свет на сетчатку, колбочки и палочки которой поглощают его и отправляют в мозг в виде нервного импульса, а мозг воспринимает их в виде готового изображения. Под действием света светочувствительный зрительный пигмент изменяется, и один из промежуточных продуктов его превращения отвечает за возникновение зрительного возбуждения», — начал лекцию Александр Тучин.
Он рассказал про различия звёзд по размерам, массе, цвету и яркости, назвав нейтронные звёзды самыми удивительными из всех. В ноябре 2023 года ожидается метеорный поток, а 12 октября этого года над вечерним владимирским небом будет видна комета, рассказал Александр Тучин. Своё выступление он виртуозно совмещал с чтением стихов-посвящений некоторым планетам.
Екатерина Кузнецова, кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка ВлГУ, поздравила всех со всемирным днём грамотности и начала свою лекцию «Космические твари и где они обитают». Она рассказала, что понятия «космонимика», «космоним», «астронимика» и «астроним» синонимичны по своей сути. Космонимика изучает собственные имена пространственных космических объектов (галактики, звёздные системы, скопления, созвездия). Астронимика — собственные имена конкретных объектов космического пространства (планет, звёзд, астероидов, комет и т.д.)
«Кто изучает космонимику? Этнографы, астрономы, фольклористы, лингвисты. После появления телескопа возникло разделение на старые и новые астронимы и космонимы, появились народные и научные версии. Однако все понятия интернациональны благодаря тому, что существует международная космическая терминология. Космические объекты одни для всех народов, у этих названий в разных языках может быть один образ. Названия космических объектов – древнейшие слова», — рассказала Екатерина Кузнецова.
Филолог соотнесла зодиакальные созвездия с особенностями земледелия наших предков. Кроме того, древнегреческая мифология стала источником для астронимов и космонимов.
Иногда космические объекты называли в честь людей (кратер Мещерский, комета Чурюмова-Герасименко, астероид 2519 Анна Герман и др.). А все спутники Урана названы именами персонажей пьес Уильяма Шекспира и поэмы Александра Поупа «Похищение локона». На этом интересном факте была основана финальная игра с залом «Спутник Урана или персонаж Шекспира?».
В завершение вечера на сцену вышел скрипач, композитор и аранжировщик Никита Дёмин. Лекцию «История электронной музыки» он начал с рассказа о первом электронном инструменте терменвоксе и его изобретателе Льве Термене. В качестве иллюстрации музыкант исполнил вокализ Сергея Рахманинова на скрипке.
Из чего состоит электронная музыка? В чём особенность музыки синтезаторов? Никита Дёмин продемонстрировал эффект суммирования волн, атаку, поддержку и затухание каждого звука электронной музыки. Слушатели сразу же угадали фрагмент из фильма «Бегущий по лезвию», когда речь пошла об использовании электроники в музыке и особенностях сигнала скрипки и синтезатора.
«Из чего складывается электронная музыка? Это звукозапись (зацикливание коротких звуковых фрагментов, сэмплирование) и синтез звуков (электронные инструменты, синтезаторы и драм-машины). Сочетание записанных звуков с классическими инструментами есть у Пьера Шеффера в его «Этюде на железной дороге» 1948 года. Первые опыты — концерт с использованием трёх магнитофонов и нескольких виниловых проигрывателей. Концерт проходил плохо, потому как невозможно синхронизировать разные источники воспроизведения», — отметил музыкант.
Он рассказал, что немецкий деятель электронной музыки Карл Штокхаузен проводил эксперименты в области электронной музыки – использовал сгенерированные, а не записанные, звуки во время концертов. Интересно, что во время его выступлений некоторые из слушателей испытывали чувство полёта, находились в космосе или в каком-то фантастическом мире.
«Синтезатор сейчас используется практически повсеместно. Можно говорить о смешении стилей», — резюмировал Никита Дёмин. Своё выступление он совмещал с игрой на скрипке.
«Шла посмотреть фильм на парусе, а попала на ИЦАЭ OPEN. На территории яхт-клуба «Параллель 56» состоялось крутейшее мероприятие «Под звëздами». Слушать лекции, попивая кофеëк с пирожками, смотреть на звёзды и наслаждаться музыкой было чудесно. Теперь я знаю, что нейтронная звезда может быть всего лишь размером с город Владимир, как расшифровать фразу «Один бритый англичанин финики жевал как морковь», кто такие «урка, мурка и дурка» и ещё много интересной, неизвестной мне ранее информации. Благодарю организаторов и тех, кто был рядом, за отличный вечер!» — поделилась эмоциями от мероприятия участница Светлана Степанова.